МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования и науки Волгоградской области
Отдел по образованию Администрации Палласовского муниципального района
МКОУ "Новостроевская СШ"
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДАЮ
Проблемная группа № 3
Директор МКОУ «Новостроевская СШ»
Руководитель ПГ
________________/Шукалова А.М./
Протокол от 25.08.2025 № 1
______________ /А.К. Нурушева/
Приказ от 29.08.2025 г. № 245
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8790570)
учебного предмета
«Окружающий мир)»
для начального общего образования
Срок освоения программы: 4 года (с 1 по 4 класс)
п. Новостройка, 2025
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») (далее
соответственно – программа по окружающему миру, окружающий мир) включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы, тематическое планирование, поурочное планирование, перечень
(кодификатор) распределённых по классам проверяемых требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования и
элементов содержания по учебному предмету «Окружающий мир».
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира,
место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым
результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного
изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения ООП НОО, представленных в
ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания.
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам
обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение
следующих целей:
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на
основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду
обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственноэтических понятий, представленных в содержании программы по окружающему
миру;
формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления,
приверженности здоровому образу жизни;
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной
практике,
связанной
как
с
поисково-исследовательской
деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим
использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной,
художественной деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской
Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству,
определённому этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской
Федерации;
освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в
социуме;
обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка /к
социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение
опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с
экологическими нормами поведения;
становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного
отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и
индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе,
ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих
ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество»,
«Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех
указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся
способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе
следующих ведущих идей:
раскрытие роли человека в природе и обществе;
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и
природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его
самость», «Человек и познание».
Общее число часов, рекомендованных для изучения окружающего мира, ‒ 262 часов
(два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 58 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68
часов, 4 класс – 68 часов.
Содержание программы пройдено полностью за счет резервных часов.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1 КЛАСС
Человек и общество.
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
Совместная деятельность с одноклассниками ‒ учёба, игры, отдых. Рабочее место
школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза;
освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте.
Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их
профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний
адрес.
Россия ‒ наша Родина. Москва ‒ столица России. Символы России (герб, флаг, гимн).
Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта
(города, села), региона. Культурные объекты родного края.
Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа.
Природа ‒ среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком.
Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и
живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение
температуры воздуха (воды) по термометру.
Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила
нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое
описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части
растения (название, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель,
лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и другие).
Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизнедеятельности.
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной
гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми
плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки,
дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в Интернете (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в
условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
«Интернет».
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение окружающего мира в 1 классе способствует освоению на пропедевтическом
уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных
учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в
живой природе от состояния неживой природы;
приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы,
птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного);
приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать
различия во внешнем виде.
Работа с информацией:
понимать, что информация может быть представлена в разной форме: текста,
иллюстраций, видео, таблицы;
соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы
участников; уважительно относиться к разным мнениям;
воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы;
воспроизводить наизусть слова гимна России;
соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу
Российской Федерации, описывать предмет по предложенному плану;
описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё отношение к
природным явлениям;
сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия:
сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа
жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность
использования бытовых электроприборов);
оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими
детьми, выполнять самооценку;
анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня,
организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования
электро- и газовыми приборами.
Совместная деятельность:
соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо
распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя
устранять возникающие конфликты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ
МИРУ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по окружающему миру характеризуют
готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными
и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения
и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества;
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям;
3) эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в
разных видах художественной деятельности.
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью;
5) трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
6) экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и
саморазвития;
проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и
самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных
информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в
пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма.
Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и
неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени;
поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и другие);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть ‒ целое, причина ‒
следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник
получения информации с учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде,
согласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию: схему, таблицу,
иллюстрацию;
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа
в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
подготавливать небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст,
рисунки, фото, плакаты и другие) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной
задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
Самоконтроль и самооценка:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы
их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни;
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных
целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать
работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при
их возникновении мирно разрешать их без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов
своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям
и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и
праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий;
различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и
природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы
животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае
дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в
разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые,
рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки;
применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и
индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей
местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и
опыты под руководством учителя;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе;
правила поведения в быту, в общественных местах;
соблюдать правила безопасности на учебном месте обучающегося; во время наблюдений
и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;
соблюдать правила использования электронных средств, оснащенных экраном;
соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и
электронными образовательными и информационными ресурсами.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
Раздел 1. Человек и общество
1.1
Школа. Школьная жизнь.
3
1.2
Семья. Взаимоотношения и
взаимопомощь в семье.
2
1.3
Россия - наша Родина.
Итого по разделу
11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
16
Раздел 2. Человек и природа
2.1
Природа - среда обитания человека.
Взаимосвязи между человеком и
природой.
13
0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
2.2
Растительный мир.
9
0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
2.3
Мир животных. Разные группы
животных.
15
Итого по разделу
0
37
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Режим дня школьника.
3.2
Безопасность в быту, безопасность
пешехода, безопасность в сети Интернет
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
3
2
Итого по разделу
5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
58
0
2
2 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Контрольные
работы
Практические
работы
1
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
Раздел 1. Человек и общество
1.1
Наша родина - Россия
12
1.2
Семья. Родословная
2
1.3
Культура поведения в общественных
местах
2
Итого по разделу
16
Раздел 2. Человек и природа
2.1
Методы познания природы. Земля и
другие планеты, звезды и созвездия
7
2.2
Многообразие растений
8
2.3
Многообразие животных
11
2.4
Красная книга России. Заповедники и
природные парки
8
Итого по разделу
0
0
3
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
1
34
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни школьника
4
3.2
Безопасность в школе и
общественном транспорте,
безопасность в сети "Интернет"
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
8
1
0
Итого по разделу
12
Резервное время
6
0
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
68
3
3
3 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Электронные
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Человек и общество
1.1
Наша родина - Российская Федерация
14
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1.2
Семья - коллектив близких, родных
людей
2
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1.3
Страны и народы мира
4
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Итого по разделу
20
Раздел 2. Человек и природа
2.1
Методы изучения природы.
Разнообразие веществ в окружающем
мире
11
0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
2.2
Бактерии, грибы и их разнообразие
2
1
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
2.3
Разнообразие растений
7
0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
2.4
Разнообразие животных
7
1
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
2.5
Природные сообщества
3
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
2.6
Человек - часть природы
5
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Итого по разделу
35
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни
2
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
3.2
Правила безопасного поведения
пассажира. Безопасность в сети
"Интернет"
5
1
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Итого по разделу
7
Резервное время
6
1
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
68
4
2
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Человек и общество
1.1
Наша родина - Российская Федерация
10
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
1.2
История Отечества. «Лента времени» и
историческая карта
17
1
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
1.3
Человек - творец культурных
ценностей. Всемирное культурное
наследие
6
00
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Итого по разделу
1
33
Раздел 2. Человек и природа
2.1
Методы познания окружающей
природы. Солнечная система
5
0
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
2.2
Формы земной поверхности. Водоемы и
их разнообразие
9
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
2.3
Природные зоны России: общее
представление, основные природные
зоны
5
1
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
2.4
Природные и культурные объекты
Всемирного наследия. Экологические
проблемы
5
1
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Итого по разделу
24
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни: профилактика
вредных привычек
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
3.2
Безопасность в городе. Безопасность в
сети "Интернет"
4
2
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
6
2
Итого по разделу
5
Резервное время
6
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИК ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР, 1-4 КЛАССЫ, В 2 ЧАСТЯХ, ПЛЕШАКОВ А.А.
1 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1
Мы – школьники. Адрес школы.
Знакомство со школьными
помещениями
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
2
Наша страна – Россия, Российская
Федерация. Что такое Родина?
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
3
Наша Родина: от края и до края.
Символы России
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
4
Народы России. Народов дружная
семья
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
5
Путешествие по родному краю
6
Отражение в предметах
декоративного искусства
природных условий жизни и
традиций народов РФ
1
0
0
7
Столица России ‒ Москва.
1
0
0
1
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
Библиотека ЦОК
Достопримечательности Москвы
https://m.edsoo.ru/f8416180
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
8
Что такое окружающий мир? Что
природа даёт человеку?
9
Объекты живой природы.
Сравнение объектов неживой и
живой природы: выделение
различий
10
Дикорастущие и культурные
растения вокруг нас. Сходство и
различия дикорастущих и
культурных растений
1
0
0
11
Явления и объекты неживой
природы
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
12
Природа и человек. Природные
материалы и изделия из них. Наше
творчество
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
13
Что мы знаем о растениях? Что
общего у разных растений?
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
14
Части растения. Название, краткая
характеристика значения для жизни
растения
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
15
Комнатные растения. Растения в
твоём доме: краткое описание
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
16
Как мы ухаживаем за растениями
(практическая работа)
1
0
1
1
1
0
0
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
17
Разнообразие растений: узнавание,
называние, краткое описание
18
Особенности лиственных растений:
узнавание, краткое описание.
Лиственные растения нашего края
1
19
Особенности хвойных растений:
узнавание, краткое описание.
Хвойные растения нашего края
1
20
Мир животных: насекомые
(узнавание, называние). Главная
особенность этой группы животных
1
21
Насекомые: сравнение, краткое
описание внешнего вида
1
22
Какие звери живут в морях и
океанах? Морские звери: узнавание,
называние, краткое описание
23
Мир животных: рыбы пресных и
солёных водоёмов (сравнение,
краткое описание)
24
Мир животных: птицы (узнавание,
называние). Главная особенность
этой группы животных
25
Где обитают птицы, чем они
питаются. Птицы: сравнение места
обитания, способа питания
1
1
1
1
1
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
0
0
0
0
0
26
Мир животных: звери (узнавание,
называние, сравнение, краткое
описание)
27
Мир животных: чем похожи все
звери: главная особенность этой
группы животных. Забота зверей о
своих детёнышах
1
0
0
28
Знакомься: электронные ресурсы
школы.
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
29
Ты – пешеход! Знаки дорожного
движения
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
30
Родной край – малая Родина.
Первоначальные сведения о родном
крае: название. Моя малая родина
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
31
Культурные объекты родного края
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
32
Домашние и дикие животные.
Различия в условиях жизни
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
33
Семья – коллектив. Права и
обязанности членов семьи
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
34
Значение природы в жизни людей
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
35
Бытовые электрические и газовые
приборы: правила безопасного
1
0
0
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
Библиотека ЦОК
использования. Поведение в
экстремальных ситуациях. Номера
телефонов экстренных служб
https://m.edsoo.ru/f8416180
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
36
Наблюдение за погодой. Анализ
результатов наблюдений. Что такое
термометр. Измерение температуры
воздуха и воды как способы
определения состояния погоды
37
Практические занятия: измерение
температуры воздуха и воды в
разных условиях (в комнате, на
улице)
38
Как живут растения?
39
Многообразие мира животных.
Какие животные живут в нашем
регионе?
40
Времена года: наблюдения за
особенностью погоды, жизнью
растительного и животного мира
осенью
41
Классный коллектив. Мои друзья –
одноклассники. Правила
совместной деятельности
42
Учебный класс. Рабочее место
школьника. Режим учебного труда,
отдыха
1
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
43
Времена года: наблюдения за
особенностью погоды, жизнью
растительного и животного мира
зимой
1
0
0
44
Мир животных. Где живут белые
медведи?
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
45
Мир животных. Где живут слоны?
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
46
Мир животных. Перелётные и
зимующие птицы. Где зимуют
птицы?
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
47
Декоративное творчество народов,
которое воплотилось в одежде,
предметах быта, игрушках
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
48
Труд людей родного края
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
49
Семейные поколения. Моя семья в
прошлом и настоящем
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
50
Мир животных. Почему мы любим
кошек и собак?
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
51
Прогулки на природе. Правила
поведения в природе
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
52
Зачем нужна вежливость?
1
0
0
Библиотека ЦОК
1
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
https://m.edsoo.ru/f8416180
53
Режим дня первоклассника.
Правильное сочетание труда и
отдыха в режиме первоклассника
54
Правила здорового питания. Состав
пищи, обеспечивающий рост и
развитие ребенка 6-7 лет. Правила
поведения за столом
55
Предметы личной гигиены.
Закаливание организма солнцем,
воздухом, водой. Условия и правила
закаливания
56
Времена года: наблюдения за
особенностью погоды, жизнью
растительного и животного мира
весной
57
Труд и быт людей в разные времена
года
58
Кто заботится о домашних
животных. Профессии людей,
которые заботятся о животных. Мои
домашние питомцы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
1
1
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
58
0
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
2 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
1
Наша Родина ‒ Россия, Российская
Федерация
1
2
Народы России. Родная страна
1
3
Родной край, его природные
достопримечательности. Город и
село
4
Значимые события истории
родного края. Исторические
памятники, старинные постройки.
Природа и предметы, созданные
человеком
5
Заповедники России (Остров
Врангеля, Большой Арктический
заповедник). Охрана природы
1
6
Заповедники России
1
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
1
1
7
Заповедники России. Охрана
природы
8
Народы Поволжья и других
территорий РФ: традиции, обычаи,
праздники. Родной край,
населенный пункт
1
9
Тематическое повторение по
разделу «Где мы живём?»
1
10
Связи в природе: зависимость
изменений в живой природе от
изменений в неживой природе.
Неживая и живая природа.
Явления природы
11
Годовой ход изменений в жизни
животных. Жизнь животных
осенью и зимой. Явления природы
12
Зачем человек трудится? Ценность
труда и трудолюбия. Профессии.
Все профессии важны
13
Зависимость жизни растений от
состояния неживой природы.
Жизнь растений осенью и зимой.
Невидимые нити природы
14
Мир животных: птицы.
Особенности внешнего вида,
передвижения, питания:
узнавание, называние, описание
1
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
1
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
1
1
1
1
1
15
Звёздное небо: звёзды и созвездия.
Солнечная система: планеты
(название, расположение от
Солнца, краткая характеристика)
16
Как человек познаёт окружающую
природу? Особенности разных
методов познания окружающего
мира
1
17
Земля - живая планета Солнечной
системы
1
18
Почему на Земле есть жизнь?
Условия жизни на Земле. Водные
богатства Земли
19
Деревья, кустарники, травы
родного края (узнавание,
называние, краткое описание).
Какие бывают растения
20
Деревья лиственные и хвойные.
Сравнение лиственных и хвойных
деревьев: общее и различия
21
Многообразие животных родного
края и разных территорий России.
Какие бывают животные
22
Мир животных: насекомые.
Особенности внешнего вида,
передвижения, питания:
узнавание, называние, описание
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
1
1
1
1
1
1
23
Мир животных: рыбы.
Особенности внешнего вида,
условия жизни, передвижения,
питания: узнавание, называние,
описание
24
Зависимость жизни растений от
состояния неживой природы.
Жизнь растений весной и летом.
Невидимые нити. Впереди лето
1
25
Растения дикорастущие и
культурные: общее и различия
1
26
Мир животных: земноводные и
пресмыкающиеся. Особенности
внешнего вида, условия жизни,
передвижения, питания:
узнавание, называние, описание
27
Многообразие растений по месту
обитания, внешнему виду.
Сравнение растений разных
климатических условий.
Комнатные растения
1
28
Многообразие животных. Дикие и
домашние животные
1
29
Мир животных: звери
(млекопитающие). Особенности
внешнего вида, передвижения,
питания: узнавание, называние,
описание
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
1
1
1
30
Отдельные представители
растений Красной книги России
(включая представителей
растительного мира региона):
узнавание, называние и описание
31
Отдельные представители
животных Красной книги России
(включая представителей
животного мира региона):
узнавание, называние и описание
32
Красная книга России. Её значение
в сохранении и охране редких
растений и животных
33
Какие задачи решают сотрудники
заповедника. Правила поведения
на территории заповедника
1
34
Заповедники: значение для охраны
природы
1
35
Тематическое повторение по
разделу «Человек и природа»
1
36
Мир профессий жителей нашего
региона
1
37
Из чего что сделано
1
38
Наш регион, какой он? Культура
родного края. Родной край, его
культурные
достопримечательности
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
1
1
1
1
1
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
39
Здоровый образ жизни. Режим дня:
чередование сна, учебных занятий,
двигательной активности. Если
хочешь быть здоров
40
Рациональное питание: количество
приёмов пищи и рацион питания.
Витамины и здоровье ребёнка
41
Правила безопасности в школе:
маршрут до школы, поведение на
занятиях, переменах, при приеме
пищи; на пришкольной
территории
42
Правила безопасного поведения в
быту. Безопасное пользование
электроприборами, газовой
плитой. Безопасность при
разогреве пищи. Номера
телефонов экстренной помощи.
Домашние опасности
43
Физическая культура, игры на
воздухе как условие сохранения и
укрепления здоровья
44
Безопасное поведение на
прогулках: правила поведения на
игровых площадках; езда на
велосипедах (санках, самокатах) и
качелях. На воде и в лесу. Опасные
незнакомцы
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
1
1
1
1
1
1
45
Правила культурного поведения в
общественных местах. Что такое
этикет
1
46
Подробнее о лесных опасностях
1
47
Семейные ценности и традиции.
Труд, досуг, занятия членов семьи.
Наша дружная семья
48
Главные правила
взаимоотношений членов
общества: доброта,
справедливость, честность,
уважение к чужому мнению
1
49
Безопасное пользование сетью
Интернет. Ты и твои друзья
1
50
Правила поведения при
пользовании компьютером:
посадка, время отдыха,
обязательность отдыха и другие
51
Правила безопасного поведения
пассажира наземного транспорта.
Мы — пассажиры
1
52
Знаки безопасности на
общественном транспорте
1
53
Правила безопасного поведения
пассажира метро. Знаки
безопасности в метро
1
54
Родословная. Родословное древо,
1
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
1
1
история семьи. Предшествующие
поколения
55
Модели Земли - глобус, карта,
план. Практическая работа
1
56
Карта мира. Материки и океаны.
Практическая работа
1
57
Ориентирование на местности по
местным природным признакам и
с использованием компаса.
Практическая работа
1
58
Формы земной поверхности
1
59
Животные и их потомство.
Размножение животных. Стадии
развития насекомого, земноводных
1
60
Москва ‒ столица России. Герб
Москвы
1
61
Достопримечательности Москвы:
Большой театр, Московский
государственный университет,
Московский цирк, Театр кукол
имени С.В. Образцова.
Путешествие по Москве
62
Строительство Московского
Кремля. Московский Кремль и
Красная площадь
1
63
Санкт-Петербург ‒ северная
столица. Достопримечательности
1
0
0
1
1
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
1
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
1
города
64
Кустарники нашего края:
узнавание, название, краткое
описание
65
Травы нашего края: многообразие.
Внешний вид, условия жизни
(название, краткое описание)
1
66
Тематическое повторение по
итогам 2 класса
1
67
Годовой ход изменений в жизни
животных. Жизнь животных
весной и летом. Явления природы.
В гости к весне. Впереди лето
68
Древние кремлёвские города:
Нижний Новгород, Псков,
Смоленск. Города России
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
68
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
1
1
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
0
0
https://resh.edu.ru/subject/43/2/
1
3
3
3 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
Безопасная информационная среда
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ff74
2
Методы изучения природы:
наблюдения, сравнения,
измерения, опыты и
эксперименты. Материки и
океаны, части света: картины
природы
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c162
3
Бактерии – мельчайшие
одноклеточные живые существа
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f9fc
4
Естественные природные
сообщества: лес, луг, водоём
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ff74
5
Искусственные природные
сообщества, созданные человеком
– пруд, поле, парк, огород
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ff74
6
Природные сообщества родного
края – два-три примера на основе
наблюдения
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ff74
7
Культура, традиции народов
России. Уважение к культуре,
традициям, истории разных
народов и своего народа
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841330e
8
Что такое общество?
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84123aa
9
Наша Родина – Российская
Федерация Государственная
символика Российской Федерации.
Уважение к государственным
символам России
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ff74
10
Родной край – малая родина.
Российская Федерация
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ff74
11
Условия, необходимые для жизни
животных: воздух, вода, тепло,
пища (среда обитания) –
обобщение на основе результатов
наблюдений и работы с
информацией
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ff74
12
Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом в учреждениях
образования и культуры
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ff74
13
Твёрдые вещества, жидкости,
газы. Определение свойств
твердых веществ, жидкостей и
газов
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c7ca
14
Разнообразие веществ в природе.
Примеры веществ (соль, сахар,
вода, природный газ): узнавание,
называние, краткая
характеристика
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c392
15
Воздух как смесь газов. Значение
воздуха для жизни флоры, фауны,
человека. Охрана воздуха
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d328
16
Вода как вещество. Определение
свойств воды в ходе практической
работы
1
0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840cb62
17
Распространение воды в природе:
водоёмы, реки. Круговорот воды в
природе
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ce78
18
Значение воды для жизни живых
организмов и хозяйственной
деятельности людей. Охрана воды
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d03a
19
Почва, её состав. Значение для
живой природы
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840da26
20
Разнообразие растений:
зависимость внешнего вида от
условий и места обитания
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840df26
21
Растения родного края: названия и
краткая характеристика (на основе
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e0de
наблюдения)
22
Растение как живой организм
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e282
23
Как растения размножаются?
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e41c
24
Развитие растения от семени до
семени (по результатам
практических работ)
1
0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e6a6
25
Условия роста и развития растения
(по результатам наблюдений).
Бережное отношение человека к
растениям
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e85e
26
Жизнь животных в разные времена
года. Разнообразие животных
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ea16
27
Особенности питания животных.
Цепи питания
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ea16
28
Размножение и развитие рыб,
птиц, зверей
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ebe2
29
Роль животных в природе и жизни
людей
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ed90
30
Бережное отношение к животным
– нравственная ценность людей.
Охрана животного мира в России
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ef2a
31
Животные родного края:
узнавание, называние, краткая
характеристика
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840fde4
32
Резервный урок. Повторение по
1
1
0
Библиотека ЦОК
теме «Многообразие растений и
животных»
https://m.edsoo.ru/f8412a1c
33
Разнообразие грибов: узнавание,
называние, описание
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f240
34
Общее представление о строении
организма человека. Температура
тела, частота пульса как
показатели здоровья человека
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84104ba
35
Резервный урок. Органы чувств,
их роль в жизни человека
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410f78
36
Опорно-двигательная система и её
роль в жизни человека
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84116c6
37
Пищеварительная система и её
роль в жизни человека
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410dd4
38
Дыхательная система и её роль в
жизни человека
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410aa0
39
Кровеносная и нервная система и
их роль в жизни человека
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410654
40
Профилактика заболеваний. Роль
закаливания для здоровья
растущего организма
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410c3a
41
Роль двигательной активности:
утренней гимнастики,
динамических пауз
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410910
42
Резервный урок. Повторение по
теме «Человек – часть природы.
Строение тела человека»
1
1
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412a1c
43
Знаки безопасности во дворе
жилого дома. Безопасность в доме
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411f90
44
Безопасное поведение пассажира
железнодорожного транспорта.
Знаки безопасности
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411dd8
45
Безопасное поведение пассажира
авиа и водного транспорта
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411c0c
46
Соблюдение правил перемещения
внутри двора и пересечения
дворовой проезжей части. Знаки
безопасности во дворе жилого
дома
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84118a6
47
Нужны ли обществу правила
поведения? Правила поведения в
социуме
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84112c0
48
Значение труда в жизни человека и
общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в
культуре народов России
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841254e
49
Горная порода как соединение
разных минералов. Примеры
минералов
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412706
50
Полезные ископаемые – богатство
земных недр
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412896
51
Полезные ископаемые родного
края: характеристика,
использование в хозяйственной
деятельности региона
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412a1c
52
Растения, используемые людьми в
хозяйственной деятельности
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412a1c
53
Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом на
производстве, в сельском
хозяйстве
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412a1c
54
Резервный урок. Семья: традиции,
праздники. Государственный
бюджет
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412a1c
55
Семья – первый и главный
коллектив в жизни человека.
Повседневные заботы семьи
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412a1c
56
Совместный труд. Семейный
бюджет, доходы и расходы семьи
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412ef4
57
Города Золотого кольца России:
Сергиев Посад, ПереславльЗалесский
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413c3c
58
Города Золотого кольца России:
Ростов, Углич, Ярославль
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413e30
59
Памятники природы и культуры
стран Европы (по выбору)
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84140ba
60
Памятники природы и культуры
Белоруссии (по выбору)
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84140ba
61
Памятники природы и культуры
Китая (по выбору)
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84140ba
62
Памятники природы и культуры
стран Азии (по выбору)
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84140ba
63
Уникальные памятники культуры
России: Красная площадь, Кремль
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84140ba
64
Уникальные памятники культуры
России: исторический центр
Санкт-Петербурга
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84140ba
65
Уникальные памятники культуры
России: Кижи, памятники
Великого Новгорода
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84140ba
66
Достопримечательности родного
края: памятники природы и
культуры региона
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841380e
67
Резервный урок. Повторение по
теме «Наша Родина – Российская
Федерация»
1
1
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841380e
68
Резервный урок. Повторение по
итогам обучения в 3 классе
1
1
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841380e
68
4
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
4 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
Как человек изучает окружающую
природу?
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2
2
Солнце – звезда
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c
3
Планеты Солнечной системы. Луна
– спутник Земли
4
Смена дня и ночи на Земле как
результат вращения планеты
вокруг своей оси (практические
работы с моделями и схемами)
5
Обращение Земли вокруг Солнца
как причина смены сезонов
(практические работы с моделями
и схемами). Общая характеристика
времён года
1
0
1
6
Историческое время. Что такое
«лента времени»?
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2
7
Экологические проблемы
взаимодействия человека и
природы
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415118
8
Всемирное культурное наследие
России
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415b9a
9
Природные и культурные объекты
Всемирного наследия в России
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841580c
10
Природные и культурные объекты
Всемирного наследия за рубежом
1
0
0
11
Знакомство с Международной
Красной книгой
1
0
0
12
Всемирное культурное наследие
1
0
0
13
Охрана историко-культурного
наследия
1
0
0
1
1
0
0
0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414eca
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415636
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2
14
О вредных для здоровья
привычках
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415da2
15
Правила цифровой грамотности
при использовании Интернет
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415f50
16
Планирование маршрутов с учётом
транспортной инфраструктуры
населённого пункта
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416306
17
Правила поведения в
общественных местах: зонах
отдыха, учреждениях культуры и
торговых центрах
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84164be
18
Безопасное поведение при езде на
велосипеде и самокате. Дорожные
знаки.
Проверим себя и оценим свои
достижения «Земля и
человечество»
1
1
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
19
Равнины России: ВосточноЕвропейская, Западно-Сибирская
(название, общая характеристика,
нахождение на карте)
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416996
20
Горные системы России: Урал,
Кавказ, Алтай (краткая
характеристика, главные вершины,
место нахождения на карте)
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416b58
21
Водоёмы Земли, их разнообразие.
Естественные водоёмы: океан,
море, озеро, болото. Примеры
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416cfc
водоёмов в России
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416fae
22
Река как водный поток
1
0
0
23
Крупнейшие реки России:
название, нахождение на карте
1
0
0
24
Характеристика природных зон
России: арктическая пустыня.
Связи в природной зоне
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417b34
25
Характеристика природных зон
России: тундра. Связи в природной
зоне
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417d1e
26
Характеристика природных зон
России: тайга. Связи в природной
зоне
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417f08
27
Характеристика природных зон
России: смешанный лес. Связи в
природной зоне
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84181ce
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84185ac
28
Характеристика природных зон
России: степь и полупустыня.
Связи в природной зоне
29
Проверочная работа по теме
«Природные зоны»
1
1
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417526
30
Формы земной поверхности (на
примере родного края)
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2
31
Водоёмы и реки родного края
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
32
Использование рек и водоёмов
человеком (хозяйственная
деятельность, отдых). Охрана рек и
водоёмов
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
33
Защита и охрана природных
богатств (воздуха, воды, полезных
ископаемых, флоры и фауны)
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
34
Искусственные водоёмы:
водохранилища, пруды (общая
характеристика)
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
35
Проверочная работа по теме
«Формы земной поверхности и
водоёмы»
1
1
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
36
Человек – творец культурных
ценностей
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
37
Труд и быт людей в разные
исторические времена
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
38
Новое время
1
0
0
39
Новейшее время: история
продолжается сегодня
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
40
Государство Русь. Страницы
общественной и культурной жизни
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419894
41
Города России. Древние города
России. Страницы истории
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
42
Государство Русь. Человек –
1
0
0
Библиотека ЦОК
защитник своего Отечества
https://m.edsoo.ru/f8419c54
43
Московское государство.
Страницы общественной и
культурной жизни в Московском
государстве
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
44
Образование и культура в
Московском государстве
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2
45
Страницы истории Российской
империи. Пётр I
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b284
46
Страницы Российской империи.
Преобразования в культуре, науке,
быту
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
47
Образование в Российской
империи
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b4aa
48
Развитие культуры в Российской
империи Российская империя:
развитие культуры XVIII века
(архитектура, живопись, театр)
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c56c
49
«Золотой век» русской культуры.
Великие поэты и писатели,
композиторы и художники XIX
века
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c56c
50
Первая Отечественная война: 1812
год. Защита Родины от
французских завоевателей
1
0
0
51
Страницы истории России ХХ века
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c56c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c56c
52
Великая Отечественная война
1941-1945 гг.: как все начиналось
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2
53
Великая Отечественная война
1941-1945 гг.: главные сражения
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c800
54
Всё для фронта – всё для победы.
Взятие Берлина. Парад Победы
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c9f4
1
1
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2
55
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Страницы
истории России»
56
Мы живём в Российской
Федерации
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dac0
57
Государственное устройство РФ
(общее представление).
Конституция РФ. Президент РФ.
Политико-административная карта
России
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d188
58
Родной край. Знаменитые люди
родного края
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2
59
Взаимоотношения людей в
обществе: доброта и гуманизм,
справедливость и уважение
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d8ea
60
Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Права
ребёнка
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d336
61
Проверочная работа по теме
«История Отечества» /
Всероссийская проверочная работа
1
1
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2
62
Государственные праздники
России
1
0
0
63
Праздник в жизни общества и
человека
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2
64
Проверочная работа "Оценим свои
достижения"
1
1
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2
65
Малая Родина гражданина России.
Достопримечательности родного
края
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2
66
Наша малая Родина: главный город
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2
67
Города России. Города-герои.
Страницы истории
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2
68
Повторение
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2
68
6
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dc50
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы начального общего образования
Человек и общество
называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству,
1
профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей
школы
проявлять
2
уважение
к
семейным ценностям и традициям,
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на
природе
3
воспроизводить название своего населённого пункта, региона,
страны
приводить примеры культурных объектов родного края, школьных
4
традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи,
профессий
Человек и природа
различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные
5
человеком, и природные материалы, части растений (корень,
стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных (насекомые,
рыбы, птицы, звери)
описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в
родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и
6
домашних животных; сезонные явления в разные времена года;
деревья,
кустарники,
(насекомые,
рыбы,
травы;
птицы,
основные
звери);
группы
выделять
их
животных
наиболее
существенные признаки
7
применять правила ухода за комнатными растениями и домашними
животными
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные
групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за
8
сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в
том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и
опыты под руководством учителя
9
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе
и обществе
оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное
10
отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных
местах
Правила безопасной жизнедеятельности
11
12
13
соблюдать правила безопасности на учебном месте обучающегося;
во время наблюдений и опытов;
соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения пешехода; соблюдать
правила безопасного поведения в природе
безопасно пользоваться бытовыми электроприборами; соблюдать
правила
14
использования
электронных
средств,
оснащенных
экраном; с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться
электронным дневником и электронными образовательными и
информационными ресурсами.
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
1 КЛАСС
Код
1
1.1
1.2
1.3
Проверяемый элемент содержания
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный,
школьный коллектив
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия,
взаимной помощи
Совместная деятельность с одноклассниками ‒ учёба, игры, отдых
Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и
1.4
учебного оборудования; поза; освещение рабочего места.
Правила
безопасной работы на учебном месте
1.5
1.6
1.7
1.8
Режим труда и отдыха
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи,
их профессии. Домашний адрес
Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых
Россия ‒ наша Родина. Москва ‒ столица России. Символы России (герб,
флаг, гимн). Народы России
1.9
1.10
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого
пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края
Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме
Человек и природа
Природа ‒ среда обитания человека. Неживая и живая природа
Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы.
Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними
Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение
температуры воздуха (воды) по термометру
Сезонные изменения в природе
Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и
безопасного поведения в природе
Растительный
2.6
называние,
мир.
краткое
Растения
описание).
ближайшего
окружения
Лиственные
и
хвойные
(узнавание,
растения.
Дикорастущие и культурные растения
2.7
2.8
Части растения (название, краткая характеристика значения для жизни
растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя
Комнатные растения, правила содержания и ухода
Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы
2.9
и другие). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни).
Забота о домашних питомцах
3
3.1
3.2
3.3
Правила безопасной жизнедеятельности
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового
питания и личной гигиены
Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами,
газовыми плитами
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода
(дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы)
Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные
3.4
ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть Интернет
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир: 1-й класс: учебник: в 2 частях, 1 класс/ Плешаков А.А., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Плешаков А. А. Окружающий мир. Примерные рабочие программы. Предметная линия
учебников системы «Школа России». 1-4 классы Плешаков А. А., Ионова М. А.,
Кирпичева О. Б. и др. Окружающий мир. Методические рекомендации. 1-4 класс
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416180