ПРИНЯТО решением педагогического совета Протокол от 30.08.2023 г. № 1 Председатель педагогического совета _______________________ Нурушева А.К. УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «Новостроевская СШ» ___________/Нурушева А.К./ Приказ от 31.08.2023 г. № 200 ПОЛОЖЕНИЕ об организации проектной и учебно-исследовательской деятельности в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении «Новостроевская средняя школа» Палласовского муниципального района Волгоградской области 1. Общие положения 1.1. Настоящее «Положение об организации проектной и учебно-исследовательской деятельности в МКОУ «Новостроевская СШ» (далее – Положение, Школа) определяет цели и задачи проектной и учебно-исследовательской деятельности Школы, порядок ее организации и общие требования к содержанию и оценке проектных и исследовательских работ обучающихся. 1.2. Настоящее положение разработано на основе: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897; Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 17.05.2012 № 413; Федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372; Федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370; Федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 371; устава МКОУ «Новостроевская СШ». 1.3. Учебно-исследовательская и проектная деятельность (далее – УИПД) является обязательной составляющей образовательного процесса Школы, обеспечивающей достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее – ООП) всех уровней образования. 1 1.4. УИПД является одной из форм организации учебно-воспитательного процесса, способствует повышению качества образования, развитию персональных компетентностей обучающихся, их успешной социализации. 1.5. УИПД обучающихся является одним из методов развивающего (личностноориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, подбор методов, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов и выводы по работе), способствует развитию творческих способностей и логического мышления. 1.6. УИПД обучающихся является одним из способов оценки достижения метапредметных результатов ООП всех уровней образования. 1.7. УИПД, являясь составной частью образовательного процесса Школы, осуществляется в рамках учебно-урочной и внеурочной деятельности в течение всего учебного года. 1.8. Проекты и учебно-исследовательские работы, выполняемые обучающимися, могут быть коллективными, групповыми, индивидуальными. 1.9. Проект или учебно-исследовательская работа может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность. 1.10. Обучающийся или группа обучающихся самостоятельно определяет тему проектной или учебно-исследовательской работы. 1.11. Учителя-предметники курируют проектную и учебно-исследовательскую деятельность обучающихся по своим предметам. 1.12. Классные руководители осуществляют контроль за соблюдением сроков выполнения проектов и учебно-исследовательских работ обучающимися, координируют и консультируют родителей (по мере необходимости). 2. Цельи задачи организации УИПД 2.1. Цель: обеспечение достижения обучающимися планируемых образовательных результатов освоения ООП всех уровней образования: личностных, предметных и метапредметных. 2.2. Задачи: 2.2.1. Формирование у обучающихся навыков: определения проблематики; целеполагания; планирования деятельности; сбора и обработки информации, выбора материалов; публичного выступления; позитивного отношения к деятельности. 2.2.2. Формирование у обучающихся умений: коммуникационных; презентационных; рефлексивно-оценочных. 2.2.3. Развитие креативности, абстрактного и критического мышления обучающихся. 2.2.4. Формирование ключевых компетентностей обучающихся: социальной – способности действовать в социуме с учетом позиций других людей; 2 коммуникативной – способности вступать в коммуникацию с целью быть понятым; предметной – способности анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры; организаторской – способности освоения управленческой позиции; исследовательской – способности собирать, анализировать, структурировать и презентовать материал. 3. Формы организации УИПД обучающихся на уровне начального общего образования 3.1. УИПД обучающихся на уровне начального общего образования может осуществляться в рамках урочной и внеурочной деятельности. 3.2. На урочных занятиях для формирования и развития у обучающихся навыков проектно-исследовательской деятельности педагоги Школы используют: типы уроков: урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок – рассказ об ученых, урок – защиту исследовательских проектов, урок-экспертизу, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей; метод обучения – учебный эксперимент, который обеспечивает освоение обучающимися таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; домашние задания исследовательского характера, которые могут сочетать в себе разнообразные виды учебных исследований, в том числе протяженных во времени. 3.3. При организации УИПД во внеурочной деятельности разрабатывается и утверждается рабочая программа курса внеурочной деятельности, в которой предусматривается система мониторинга – оценочные процедуры, проводимые учителем, для выявления динамики образовательных результатов обучающихся по курсу. 3.4. Результаты мониторинга достижения планируемых результатов обучающимися фиксируются в их личных портфолио. 3.5. Для выявления уровня планируемых образовательных результатов обучающимися, предусмотренных ООП НОО, по окончании обучения на уровне НОО (в 4-м классе) проводится мониторинг через выполнение обучающимися группового мини-проекта. 3.6. На внеурочных занятиях педагоги Школы используют такие виды организации деятельности: исследовательскую практику обучающихся; образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля; образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность обучающихся, в том числе исследовательского характера; 3 факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дающие большие возможности для реализации на них учебноисследовательской деятельности обучающихся; научные заседания обучающихся – форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и пр., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с другими образовательными организациями; участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий. 3.7. Каждый обучающийся имеет право дополнительно принимать участие в научноисследовательской и проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности. 3.8. Результаты работы любого обучающегося могут быть представлены на научнопрактической конференции различного уровня в соответствии с требованиями, предъявляемыми организаторами научно-практической конференции. Решение об участии согласовывается с руководителем проекта, родителем (законным представителем) обучающегося и администрацией Школы. 4. Содержание проектной деятельности обучающихся на уровне основного общего и среднего общего образования. Итоговый индивидуальный проект. 4.1. Выполнение обучающимися 5–11-х классов групповых и (или) индивидуальных учебных исследований и проектов является основой для проверки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий. 4.2. Выполнение итогового индивидуального проекта для обучающихся 5-9 классов не является обязательным. 4.3. Обучающиеся 10(11)-х классов выполняют итоговый индивидуальный проект. Выполнение итогового индивидуального проекта на уровне среднего общего образования является обязательным. 4.4. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки личностных, предметных и метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения основной образовательной программы среднего общего образования. 4.55. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся самостоятельно под руководством педагога в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность. 4.6. Информация о выполнении обучающимся 9-го класса итогового индивидуального проекта в аттестат об освоении основного общего образования вносится в соответствии с Порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем 4 общем образовании и их дубликатов, утвержденным приказом Минпросвещения (в действующей редакции). 4.7. Итоговая отметка в аттестат об освоении среднего общего образования по дисциплине «Индивидуальный проект» выставляется в соответствии Порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденным приказом Минпросвещения (в действующей редакции). 4.8. Групповые и (или) индивидуальные учебные исследования и проекты (далее – проект) выполняются обучающимся в рамках одного из учебных предметов или на межпредметной основе с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и (или) видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и др.). 4.9. Выбор темы проекта осуществляется обучающимися. 4.10. Виды проектов: 4.10.1. В 5–9-х классах: информационный проект; творческий проект; исследовательский проект; технический проект. 4.10.2. В 10–11-х классах: творческий проект; инженерный проект; социальный проект; исследовательский проект; экономический проект (бизнес-проект). 4.10.3. Исследовательский проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. При этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствия практической части. 4.10.4. Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участника (участников) проекта. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, наглядное пособие и т. д. 4.10.5. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Продуктом такого проекта может быть, например, публикация в СМИ. 4.10.6. Творческий проект предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы. Примером такого проекта может служить постановка спектакля, подготовка выставки, видеофильм. 4.10.7. Социальный проект предполагает сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной социально значимой тематике. 5 4.10.8. Конструкторский проект предполагает создание материального объекта, макета, иного конструкторского изделия с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения. 4.10.9. Инженерный проект представляет собой проект с инженерно-техническим содержанием. Например, комплект чертежей по разработке инженерного функционирования (инженерного решения) какого-то объекта с описанием и научным обоснованием его применения. 4.11. Результатом проекта является одна из следующих работ: письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.); художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; отчетные материалы по социальному проекту. 4.12. Проект или учебное исследование может раскрывать один из аспектов выбранной проблемы – тем самым быть открытым, предоставляющим другим обучающимся или группам обучающихся возможность продолжить изучение новых граней этой проблемы. 4.13. В проектной или исследовательской работе не допускаются какие-либо виды плагиата. Использование информационных источников обязательно сопровождается ссылкой на эти источники, в том числе на интернет-ресурсы. 5. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности 5.1. Теоретическую подготовку и общее руководство по созданию ИП обучающимися 10 (11) классов в рамках учебного предмета «Индивидуальный проект» осуществляет учитель школы в рамках класса согласно тарификации. 5.2. Учитель-предметник курирует обучающихся, избравших темы для выполнения своих проектов и исследовательских работ по его предмету. 5.3. Руководителем проекта является учитель, ведущий учебный предмет, с которым связана тема проекта обучающегося. 5.4. Перечень тем проектных и исследовательских работ может быть изменен или дополнен в течение первого полугодия, но не позднее 1 декабря текущего учебного года. Одну и ту же тему проекта могут выбрать несколько обучающихся. 5.5. Изменение темы проекта обучающимися не выпускных классов допускается по согласованию с заместителем директора, курирующим проектную и учебноисследовательскую деятельность. 5.6. Этапы и сроки выполнения проектной и (или) исследовательской работы: 5.6.1. Подготовительный этап – сентябрь текущего учебного года: определение темы проекта; разработка плана реализации проекта. 5.6.2. Основной этап – октябрь–февраль текущего учебного года: поиск и анализ необходимой литературы; согласование с руководителем рабочих материалов; 6 апробация метода исследования; проведение исследования; редактирование и оформление текстовой части; оформление презентации; промежуточная защита, корректировка (при необходимости). 5.6.3. Заключительный этап – март-апрель текущего учебного года: подготовка выступления; защита проекта, оценка результата, рефлексия. 5.7. Защита проектных и исследовательских работ обучающихся 5–9-х, 10(11)-х классов может осуществляться в классе, на фестивале проектов, других мероприятиях. 5.8. Защита итогового индивидуального проекта обучающимися 10 (11)-х классов осуществляется перед экспертной комиссией, созданной по отдельному приказу директора Школы. 5.9. В состав материалов, подготовленных для защиты итогового индивидуального проекта обучающимися 10 (11)-х классов, включаются: выносимый на защиту продукт проектной деятельности; паспорт проекта; мультимедийная презентация проекта; лист оценивания руководителем проектной и учебно-исследовательской деятельности. 5.10. Один раз в год согласно плану работы Школы может проводиться общешкольная научно-практическая конференция, на которой представляются лучшие проекты обучающихся. 5.11. Обучающиеся, имеющие медицинские показания или заключения ПМПК, пишут проекты в упрощенной форме, которая с учетом возможностей ребенка определяется учителем-предметником и классным руководителем. 6. Требования к оформлению проектов 6.1. Общие требования к структуре проектной и учебно-исследовательской работы. 6.1.1. Первый лист – титульный (Приложение 1): полное наименование учебного заведения, где выполнена работа с выравниванием по центру; вид и тема работы; Ф. И. О. автора (полностью), класс; Ф. И. О. руководителя; населенный пункт и год. 6.1.2. Второй лист – оглавление (указывается наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал). 6.1.3. Третий лист – введение: краткая характеристика современного состояния проблемы; обоснование актуальности темы исследования и выполняемой работы, ее научной и практической значимости; формулирование цели; определение задач по ее достижению; объект и предмет исследования; 7 гипотеза; характеристика методов исследования; обзор литературы по теме исследования. 6.1.4. Основная часть (информация, собранная и обработанная в ходе создания ИП, в том числе описание собственного исследования или обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, практическая значимость, др.). Материалы и методики исследования. Результаты исследования и их обсуждение. 6.1.5. Выводы (заключение) – кратко, по пунктам, формулируются результаты, даются практические рекомендации и намечаются перспективы для дальнейшего исследования. 6.1.6. Литература – список использованной литературы размещается в конце работы в алфавитном порядке. Каждая книга, статья записывается с красной строки. 6.1.7. Приложения. 6.2. Необходимо соблюдение автором проекта норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект и работа к защите не допускаются. 6.3. Письменная часть выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 12–14 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 2,5 см, правое – 1 см. 6.3.1. Текст работы от 5 до 20 печатных страниц (не считая титульного листа). Страницы нумеруются, начиная с оглавления. Приложения должны быть озаглавлены и пронумерованы отдельно. 6.3.2. Работа и приложения скрепляются вместе с титульным листом (рекомендуются пластиковые скоросшиватели). 7. Требования к процедуре проведения защиты проекта 7.1. Защита индивидуального проекта – формат оценки успешности освоения и применения обучающимся универсальных учебных действий. 7.2. Публично должны быть представлены три элемента проектной работы: – защита темы проекта (проектной идеи) – сентябрь, 10 (11) класс; – предзащита проекта в процессе его разработки – январь-февраль, 10 (11) класс; – защита реализованного проекта – апрель, 10 (11) класс. 7.3. На защите темы проекта (проектной идеи) с обучающимся должны быть обсуждены: – актуальность проекта; – положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей; – ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации проекта, возможные источники ресурсов; – риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при реализации данного проекта. В результате защиты темы проекта должна произойти (при необходимости) такая корректировка, чтобы проект стал реализуемым и позволил обучающемуся предпринять реальное проектное действие. 8 7.4. На предзащите обучающийся докладывает о ходе работы над проектом. В результате должна произойти (при необходимости) корректировка предпринимаемых реальных проектных действий в целях достижения желаемого результата. 7.5. На защите реализации проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по следующему (примерному) плану: 1. Тема и краткое описание сути проекта. 2. Актуальность проекта. 3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди. 4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов. 5. Ход реализации проекта. 6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации. 7.6. Регламент проведения защиты проектной идеи, предзащиты и реализованного проекта, параметры и критерии оценки проектной деятельности сообщаются обучающимся заранее. 7.7. Основные требования к инструментарию оценки сформированности универсальных учебных действий при процедуре защиты реализованного проекта: – оценке подвергается не только защита реализованного проекта, но и динамика изменений, внесённых в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи) до воплощения; при этом должны учитываться целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с сохранением исходного замысла проекта; – для оценки проектной работы создается экспертная (аттестационная) комиссия, в которую входят педагоги, представители администрации школы, представители местного сообщества и тех сфер деятельности, в рамках которых выполняются проектные работы; – оценивание производится на основе критериальной модели; – результаты оценивания универсальных учебных действий в формате, принятом школой, доводятся до сведения обучающихся. 7.8. Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания доклада (не более 10 минут), ответы на вопросы по теме проекта 2–3 минуты. Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающегося. 7.9. К защите обучающийся представляет проектный продукт, печатное описание проекта. 7.10. Место защиты ИП – школа. График защиты ИП и состав экспертной (аттестационной) комиссии утверждается директором школы. 7.11. Лучшие проекты могут быть рекомендованы экспертной комиссией для участия в районном, городском, региональном этапах конкурсов учебных проектов. 7.12. Проект, получивший неудовлетворительную оценку, возвращается на доработку. Обучающийся дорабатывает ИП в течение недели, после чего представляет к повторной защите. 8. Критерии оценивания проектов 8.1. Проект обучающегося оценивается по следующим направлениям: 8.1.1. Сформированность познавательных универсальных учебных действий: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) 9 обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и др. 8.1.2. Сформированность предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий. 8.1.3. Сформированность регулятивных универсальных учебных действий: умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. 8.1.4. Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы. 8.2. Оценочный лист: Оценочный лист защиты индивидуального проекта обучающегося __ класса МКОУ «Новостроевская СШ» Дата защиты ______________ ФИО обучающегося ________________________________________________________ Группы I. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем Критерии Критерий 1.1. Поиск, отбор и адекватное использование информации Критерий Постановка проблемы Критерий Актуальность значимость проекта 1.2. 1.3. и темы Критерий 1.4. Анализ хода работы, выводы и перспективы Уровни Работа содержит незначительный объем подходящей информации из однотипных источников Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников Проблема сформулирована, но гипотеза отсутствует. План действий фрагментарный. Проблема сформулирована, обоснована,выдвинута гипотеза (гипотезы), но план действий по доказательству/опровержению гипотезы неполный Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), дан подробный план действий по доказательству/ опровержению гипотезы Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены фрагментарно на уровне утверждений Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены на уровне утверждений, приведены основания Актуальность темы проекта и её значимость раскрыты и обоснованы исчерпывающе, тема имеет актуальность и значимость не только для ученика, но и для школы, города. Анализ заменён кратким описанием хода и порядка работы Представлен 10 развёрнутый обзор Баллы 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 Критерий 1.5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе Критерий 1.6. Полезность и востребованность продукта II. Сформированность предметных знаний и способов действий Критерий 2.1. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта Критерий 2.2. Глубина раскрытия темы проекта Критерий 2.3. Качество проектного продукта работы по достижению целей, заявленных в проекте Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта Проектный продукт полезен после доработки, круг лиц, которыми он может быть востребован, указан неявно Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может быть востребован указан. Названы потенциальные потребители и области использования продукта. Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет востребован. Сформулированы рекомендации по использованию полученного продукта, спланированы действия по его продвижению Часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта, цели могут быть до конца не достигнуты Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты Тема проекта раскрыта фрагментарно Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы Тема проекта раскрыта исчерпывающе,автор продемонстрировал глубокие знания,выходящие за рамки школьной программы Проектный продукт не соответствует большинству требований качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) Продукт не полностью соответствует требованиям качества Продукт полностью соответствует 11 3 1 2 3 1 2 1 2 3 1 2 3 1 2 3 Критерий 2.4. Использование средств наглядности, технических средств III.Сформированность регулятивных действий Критерий 3.1. Соответствие требованиям оформления письменной части Критерий 3.2. Постановка цели, планирование путей её достижения Критерий 3.3. Сценарий защиты (логика изложения), грамотное построение доклада Критерий 3.4. Соблюдение регламента защиты (не более5–7 мин.) и степень требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются фрагментарно, не выдержаны основные требования к дизайну презентации 1 Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, отсутствует логика подачи материала, нет согласованности между презентацией и текстом доклада Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, подача материала логична, презентация и текст доклада полностью согласованы. Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру. Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами порядок и чёткую структуру, допущены незначительные ошибки в оформлении Работа отличается чётким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения Цель сформулирована, обоснована, планирование деятельности соотносится с собственным жизненным опытом, задачи реализуются последовательно Цель сформулирована, чётко обоснована, дан подробный план её достижения,самостоятельно осуществляет контроль и коррекцию деятельности Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно, дано сравнение ожидаемого и полученного результатов 2 Тема и содержание проекта раскрыты,представлен развёрнутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы Материал изложен с учётом регламента,однако автору не удалось заинтересовать аудиторию Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки 2 12 3 1 2 3 1 2 3 1 3 1 2 воздействия аудиторию IV.Сформированность коммуникативных действий на Критерий 4.1. Чёткость и точность, убедительность и лаконичность Критерий 4.2. Умение отвечать на вопросы, умение защищать свою точку зрения Критерий 4.3.Умение осуществлять учебное сотрудничество в группе Итого баллов регламента Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент Содержание всех элементов выступления даёт представление о проекте; присутствует культура речи, наблюдаются немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления Содержание всех элементов выступления даёт представление о проекте; присутствует культура речи, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют Содержание всех элементов выступления даёт представление о проекте; наблюдается правильность речи; точность устной и письменной речи; чёткость речи, лаконизм, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют Ответы на поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор не может защищать свою точку зрения Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою точку зрения Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает свою точку зрения Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь, задает вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь, выстраивает продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Может брать инициативу на себя. Организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми,самостоятельно определяет цели и функции участников, успешно справляется с конфликтными ситуациями внутри группы 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 Член комиссии ___________________________________________(_________________) 8.3. С целью определения степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта учитываются три уровня сформированности навыков проектной деятельности: – низкий уровень – 0 баллов – базовый уровень – 1 балл – повышенный уровень – 2–3 балла Полученные баллы переводятся в отметку в соответствии с таблицей. 13 Уровень Количество баллов Итоговая отметка Низкий менее 34 «2» (неудовлетворительно) Базовый 34–36 первичных баллов «3» (удовлетворительно) Повышенный 37–46 первичных баллов «4» (хорошо) Творческий 47–51 первичных баллов «5» (отлично) 8.4. Итоговая отметка выставляется в журнал и аттестат по учебному предмету «Индивидуальный проект». 9. Функциональные обязанности участников УИПД 9.1. Функции администрации Школы включают: разработку нормативных методических документов, определяющих требования, предъявляемые к организации УИПД, проектным и исследовательским работам обучающихся; определение графика УИПД обучающихся, включая утверждение сроков, отводимых на проведение каждого из этапов проектной деятельности; обеспечение материально-технической базы для УИПД; осуществление общего контроля УИПД; определение предметных тематических блоков, в рамках которых будет осуществляться УИПД; согласование примерного перечня тем для проектных и учебноисследовательских работ; координация межпредметных связей в рамках УИПД. 9.2. Учителя – руководители проектов, являются ключевыми фигурами, непосредственно организующими и контролирующими осуществление обучающимися УИПД, и выполняют следующие функции: проведение консультаций для обучающихся по выполнению проектов и исследовательских работ; руководство УИПД в рамках согласованного объекта исследования; осуществление методической поддержки проектной деятельности; планирование совместно с обучающимися работы в течение всего проектного периода; поэтапное отслеживание результатов УИПД; координация внутригрупповой работы обучающихся, если проектная или исследовательская работа выполняется в группе; информирование обучающихся о требованиях, предъявляемых к выполнению проектных и исследовательских работ, порядке и сроках их выполнения; организационная поддержка ресурсного обеспечения проектов; контроль за внешкольной УИПД обучающихся; написание отзыва (рецензии) об ИП (Приложение 2); участие в подготовке общешкольной научно-практической конференции. 9.3. Функции библиотекаря Школы: участие в ресурсном обеспечении УИПД обучающихся; обеспечение возможности использования видео- и медиатеки обучающимися в ходе УИПД. 14 9.4. Функции педагога-психолога: диагностика затруднений обучающихся в ходе УИПД; оказание своевременной психологической помощи и поддержки обучающимся, испытывающим трудности в ходе работы над проектами и исследовательскими работами; индивидуальное и групповое консультирование обучающихся и педагогов. 15 Приложение 1 Образец оформления титульного листа ИП Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Новостроевская средняя школа» Палласовского муниципального района Волгоградской области Исследовательский (социальный, др.) проект на тему _____________________________ Выполнил ФИО, обучающийся(аяся) 10 класса Руководитель проекта ФИО, должность п. Новостройка, 2024 16 Отзыв на итоговый индивидуальный проект обучающегося (щейся) 10 класса МКОУ «Новостроевская СШ» Иванова Сергея Ивановича по теме «____________________________» Приложение 2 Рекомендации: итоговый индивидуальный проект (Ф.И.О) по теме: «………» отвечает требованиям, предъявляемым к исследовательским работам, и рекомендуется к защите. Руководитель проекта Дата (подпись) ФИО Требования к содержанию отзыва Отзыв - небольшой по объему текст, целью которого является критический разбор итогового индивидуального проекта обучающегося. Примерный перечень разделов отзыва: 1. Актуальность выбранной темы. 2. Краткая характеристика процесса учебного проектирования. 3. Оценка содержания. 4. Достоинства работы. 5. Недостатки работы. 6. Практическая значимость. 7. Заключение о качестве рецензируемого индивидуального проекта. Актуальность: значимость выбранной темы, новизна проблематики индивидуального проекта. Краткая характеристика процесса учебного проектирования: характеристика способности обучающегося организовать сам процесс учебного проектирования; УУД, приобретённые обучающимся в ходе работы над проектом: - способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем; - сформированность регулятивных действий; - сформированность коммуникативных навыков; - свободное владение предметными знаниями; - соответствие содержания и структуры требованиям, предъявляемым к работам определенного типа (реферат, исследование, проект и т.д.); - сформированность ИКТ-компетентности. Оценка содержания работы: краткая характеристика структуры работы и содержание основных ее разделов. Достоинства работы: положительные результаты, достигнутые во время работы над индивидуальным проектом; способность заинтересовать темой проекта; 17 оригинальность мышления; стиль изложения автора; сформированность ИКТкомпетентности. Недостатки работы: Недостаток должен быть незначительным и не портить общего впечатления от работы. Рекомендации: если в письменном отчете итогового индивидуального проекта выявлены грубые фактические ошибки, противоречия, отчет не соответствует требованиям оформления и/или при его составлении нарушен закон об авторском праве, рецензент (автор отзыва) обозначает проблемы, отсылая к конкретному фрагменту текста, указывая номера страниц. Практическая значимость: оценка возможности внедрения данного проекта, его использования. Заключение о качестве рецензируемого индивидуального проекта. Автор рецензии (отзыва) самостоятельно делает заключение о качестве рецензируемого индивидуального проекта. Решение о допуске (или доработке) итогового индивидуального проекта к публичной защите должно быть аргументировано. 18 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)