МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Отдел по образованию Администрации Палласовского муниципального района
МКОУ "Новостроевская СШ"
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании проблемной группы № 3
Директор МКОУ «Новостроевская СШ»
Руководитель проблемной группы №3
______________ /А.К. Нурушева/
______________ /А.М. Шукалова/
Приказ от 30.08.2024 № 224/1
Протокол от 29.08.2024 № 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Читаем, считаем, наблюдаем»
для начального общего образования
Срок реализации: 3 года (с 1 по 3 класс)
п. Новостройка, 2024
Пояснительная записка
Срок реализации – 3 года (1,2,3 классы)
Программа внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности
«Читаем, считаем, наблюдаем» составлена
на основе обновленного Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, в
соответствии с Примерной рабочей программой начального общего образования,
основной образовательной программой начального общего образования и авторской
программой под редакцией Виноградовой Н.Ф. (Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э.,
Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для
учителя / под ред. Н.Ф.Виноградовой М.: Российский учебник: Вентана-Граф. 2020, 288
с.).
Цель занятий по развитию основ функциональной грамотности – формирование
читательской, математической,естественнонаучной компетенций младших школьников.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной
школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности
самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания,
умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет
интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму,
говорению и слушанию.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного
читателя. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально
широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной
культурной среде.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
– учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
– учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода
проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения
прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором»,
«комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к
природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной,
человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
В 1-2 классах программа знакомит детей с читательской грамотностью и
формирует технику чтения.
В 3
классе в
программу включены модули «читательская грамотность»,
«математическая грамотность», «естественнонаучная грамотность».
Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать
роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические
суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем
потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и
могут быть решены средствами математики;
формулировать эти проблемы на языке математики;
решать проблемы, используя математические факты и методы;
анализировать использованные методы решения;
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
формулировать и записывать результаты решения.
Естественнонаучная
грамотность –
это
способность
человека
занимать
активную
гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность
интересоваться естественно-научными идеями.
Учащиеся, овладевшие естественнонаучной грамотностью, способны:
использовать естественнонаучные знания;
выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания
окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека,
и для принятия соответствующих решений;
строить развернутые высказывания;
устанавливать надежность информации;
сотрудничать.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих
основу функциональной грамотности.
В 3 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного
предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных
как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по
оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте
(семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
Программа рассчитана на 3 года (101час) – 33часа – в 1 классе, по 34 часа - во 2,3
классах.
Содержание курса
1-2 класс
Раздел 1. Настоящий читатель (33 ч)
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе.
Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я.Маршака, С.В.Михалкова и др.
Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок
расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг».
Домашняя библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий
читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их
книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости
и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических
задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и
различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем
читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.
Раздел 2. Технология продуктивного чтения (20ч)
Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых
друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова
«продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение
человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим,
удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов
(шагов) при чтении.
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (14 ч)
Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга
будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь
родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор
информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода
работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите
проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий
читатель!».
3 класс
Модуль «Основы читательской грамотности» (12 ч)
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки
как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.
Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его
частей?
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Работа над различными
типами текстов.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (11 ч)
Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как изучают
природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов.
Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и
сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы.
Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных
явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как
сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Природные родники и их охрана.
Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли
комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них
знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Грибы удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Где растут лишайники, о чем они
могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в
водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное
животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных.
Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные,
зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Охрана и привлечение
птиц. Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними.
Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту
в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы.
Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории
людей. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие
человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо
соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках
Самарской области. Охранять природу - значит охранять здоровье.
Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми
существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и
окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей.
Модуль «Основы математической грамотности» (11 ч)
«Удивительный мир чисел»
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы
устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы
времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с
календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении
месяца, запись знаменательных дат).
Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у»,
прибавление при чтении предлогов «за» или «перед», добавление при чтении слога «по»,
прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический ребус. Решение
математических ребусов. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 10 р, 1 к., 5 к.,10 к. Купюры в 10 р., 50 р.
Размен монет и купюр. Оплата проезда.
«Мир занимательных задач»
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой
информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на
заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и
искомых чисел (величин).
Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на
оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».
Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление
временных, пространственных и функциональных отношений.
Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов
отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
Планируемые результаты освоения программы
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных,
метапредметных и предметных результатах освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения,
установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными
результатами изучения
курса
является
формирование
следующих универсальных учебных действий:
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при
взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения
коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач
сведения;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный
пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его
план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов,
правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила,
цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты
речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему;
репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим
(возможно, аудио- , видео-) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения,
выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических)
для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты
речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему;
репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим
(возможно, аудио-, видео-) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения,
выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№
п/п
1.
Содержание
Количество
часов
Раздел 1.
Настоящий
читатель
Дата
Формы
Электронные
проведения
образовательные
занятий
ресурсы
Индивидуальная, http://www.school2100.ru/
групповая,
http://www.edu.ru
коллективная
(беседы, игры,
викторины,
экскурсии)
33
2 класс (34 часа)
№
п/п
Содержание
1.
Раздел 2.
Технология
продуктивного
чтения
Раздел 3.
Проект
«Дружим с
книгой»
2.
Количество Дата
часов
20
14
Формы
Электронные
проведения
образовательные
занятий
ресурсы
Индивидуальная, http://www.school2100.ru/
групповая,
http://www.edu.ru
коллективная
(беседы, игры,
викторины,
http://www.school2100.ru/
экскурсии,
http://www.edu.ru
исследовательская
деятельность)
3 класс (34 часа)
№
п/
п
1.
Содержание
Модуль «Основы
читательской
грамотности»:
Определение
основной темы в
Количеств
о часов
12
1
Дат
а
Формы
Электронные
проведения
образовательные
занятий
ресурсы
Индивидуальная, http://www.school2100.r
групповая,
u/
коллективная
http://www.edu.ru
(беседы, игры,
викторины,
экскурсии,
фольклорном
произведении.
Пословицы,
поговорки как
источник
информации
2
Сопоставление
содержания текстов
разговорного стиля
3
Работа с текстом:
как выделить
главную мысль
текста или его
частей?
исследовательск
ая деятельность)
1
1
Типы текстов:
текст –описание
1
Типы текстов:
текст
повествование
3
Типы текстов:
текст рассуждение
Работа со
сплошным текстом
2.
3.
Модуль «Основы
естественнонаучн
ой грамотности»:
11
Изучение природы
1
Условия, в которых
мы живем
2
Кто и как живет
рядом с нами
6
Что такое экология
1
Проведение
рубежной
аттестации
1
Модуль «Основы
математической
грамотности»:
11
Индивидуальная, http://www.school2100.r
групповая,
u/
коллективная
http://www.edu.ru
(беседы, игры,
викторины,
экскурсии,
исследовательск
ая деятельность)
Индивидуальная, http://www.school2100.r
групповая,
u/
коллективная
http://www.edu.ru
Удивительный мир
чисел
3
Мир
занимательных
задач
5
(беседы, игры,
викторины,
экскурсии,
исследовательск
ая деятельность)
2
Первые шаги в
геометрии.
Простейшие
геометрические
фигуры
1
Итоговый
мониторинг
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебное пособие для детей «Буду настоящим читателем», ч. 1 (3–4 классы) из серии
«Как мы учимся» (авторы Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова; М.: Баласс, 2012).
Асмолов, А.Г. Универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов. – М. : Просвещение,
2009.
Бунеева, Е.В. Буду настоящим читателем. 3–4 кл. / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова : пособие
из серии «Как мы учимся» (образовательные технологии). – М. : Баласс, 2012.
Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех : Сборник
материалов / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М. : Баласс, 2006. – 320 с.
Образовательные технологии: Сборник материалов. – М. : Баласс, 2012. –160 с.
технологии). – М.: Баласс, 2012
Буду настоящим читателем: Пособие из серии «Как мы учимся» (образовательные.
Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления / А.Э. Симановский. – Ярославль,
1997.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Сайт издательства «Баласс» ОС «Школа 2100». Режим доступа: http://www.school2100.ru/
Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального
образования. Режим доступа: http://www.edu.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Магнитофон
Мультимедийный проектор
Компьютер
Экспозиционный экран
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер, доска, проектор, экран.