Факультатив "Читаем, считаем, наблюдаем"

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Отдел по образованию Администрации Палласовского муниципального района
МКОУ "Новостроевская СШ"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании проблемной группы № 3

Директор МКОУ «Новостроевская СШ»

Руководитель проблемной группы №3

______________ /А.К. Нурушева/

______________ /А.М. Шукалова/

Приказ от 30.08.2024 № 224/1

Протокол от 29.08.2024 № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Читаем, считаем, наблюдаем»
для начального общего образования
Срок реализации: 3 года (с 1 по 3 класс)

п. Новостройка, 2024

Пояснительная записка

Срок реализации – 3 года (1,2,3 классы)
Программа внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности
«Читаем, считаем, наблюдаем» составлена

на основе обновленного Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования, в
соответствии с Примерной рабочей программой начального общего образования,
основной образовательной программой начального общего образования и авторской
программой под редакцией Виноградовой Н.Ф. (Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э.,
Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для
учителя / под ред. Н.Ф.Виноградовой М.: Российский учебник: Вентана-Граф. 2020, 288
с.).
Цель занятий по развитию основ функциональной грамотности – формирование
читательской, математической,естественнонаучной компетенций младших школьников.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной
школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности
самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания,
умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет
интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму,
говорению и слушанию.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного
читателя. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально
широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной
культурной среде.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
– учить находить и извлекать информацию из различных текстов;

– учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода
проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения
прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором»,
«комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к
природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной,
человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
В 1-2 классах программа знакомит детей с читательской грамотностью и
формирует технику чтения.
В 3

классе в

программу включены модули «читательская грамотность»,

«математическая грамотность», «естественнонаучная грамотность».
Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать
роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические
суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем
потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:


распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и
могут быть решены средствами математики;



формулировать эти проблемы на языке математики;



решать проблемы, используя математические факты и методы;



анализировать использованные методы решения;



интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;



формулировать и записывать результаты решения.

Естественнонаучная

грамотность –

это

способность

человека

занимать

активную

гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность
интересоваться естественно-научными идеями.

Учащиеся, овладевшие естественнонаучной грамотностью, способны:


использовать естественнонаучные знания;



выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания
окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека,
и для принятия соответствующих решений;



строить развернутые высказывания;



устанавливать надежность информации;



сотрудничать.

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих
основу функциональной грамотности.
В 3 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного
предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных
как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по
оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте
(семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
Программа рассчитана на 3 года (101час) – 33часа – в 1 классе, по 34 часа - во 2,3
классах.
Содержание курса
1-2 класс
Раздел 1. Настоящий читатель (33 ч)
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе.
Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я.Маршака, С.В.Михалкова и др.
Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок
расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг».
Домашняя библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий
читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их
книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости
и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических
задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и
различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем
читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.

Раздел 2. Технология продуктивного чтения (20ч)
Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых
друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова
«продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение
человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим,
удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов
(шагов) при чтении.
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (14 ч)
Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга
будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь
родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор
информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода
работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите
проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий
читатель!».
3 класс
Модуль «Основы читательской грамотности» (12 ч)
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки
как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.
Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его
частей?
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Работа над различными
типами текстов.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (11 ч)
Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как изучают
природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов.
Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и
сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы.
Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных
явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как
сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Природные родники и их охрана.

Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли
комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них
знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Грибы удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Где растут лишайники, о чем они
могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в
водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное
животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных.
Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные,
зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Охрана и привлечение
птиц. Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними.
Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту
в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы.
Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории
людей. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие
человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо
соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках
Самарской области. Охранять природу - значит охранять здоровье.
Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми
существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и
окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей.
Модуль «Основы математической грамотности» (11 ч)
«Удивительный мир чисел»
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы
устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы
времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с
календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении
месяца, запись знаменательных дат).
Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у»,
прибавление при чтении предлогов «за» или «перед», добавление при чтении слога «по»,
прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический ребус. Решение
математических ребусов. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 10 р, 1 к., 5 к.,10 к. Купюры в 10 р., 50 р.
Размен монет и купюр. Оплата проезда.
«Мир занимательных задач»

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой
информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на
заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и
искомых чисел (величин).
Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на
оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».
Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление
временных, пространственных и функциональных отношений.
Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов
отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
Планируемые результаты освоения программы
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных,
метапредметных и предметных результатах освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения,
установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными

результатами изучения

курса

является

формирование

следующих универсальных учебных действий:
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при
взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения
коммуникативных задач;

– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач
сведения;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный
пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его
план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов,
правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила,
цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты
речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему;
репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим
(возможно, аудио- , видео-) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения,
выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических)
для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты
речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему;
репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим
(возможно, аудио-, видео-) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения,
выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№
п/п
1.

Содержание

Количество
часов

Раздел 1.
Настоящий
читатель

Дата

Формы
Электронные
проведения
образовательные
занятий
ресурсы
Индивидуальная, http://www.school2100.ru/
групповая,
http://www.edu.ru
коллективная
(беседы, игры,
викторины,
экскурсии)

33

2 класс (34 часа)
№
п/п

Содержание

1.

Раздел 2.
Технология
продуктивного
чтения
Раздел 3.
Проект
«Дружим с
книгой»

2.

Количество Дата
часов
20

14

Формы
Электронные
проведения
образовательные
занятий
ресурсы
Индивидуальная, http://www.school2100.ru/
групповая,
http://www.edu.ru
коллективная
(беседы, игры,
викторины,
http://www.school2100.ru/
экскурсии,
http://www.edu.ru
исследовательская
деятельность)

3 класс (34 часа)
№
п/
п
1.

Содержание
Модуль «Основы
читательской
грамотности»:
Определение
основной темы в

Количеств
о часов
12

1

Дат
а

Формы
Электронные
проведения
образовательные
занятий
ресурсы
Индивидуальная, http://www.school2100.r
групповая,
u/
коллективная
http://www.edu.ru
(беседы, игры,
викторины,
экскурсии,

фольклорном
произведении.
Пословицы,
поговорки как
источник
информации

2

Сопоставление
содержания текстов
разговорного стиля

3

Работа с текстом:
как выделить
главную мысль
текста или его
частей?

исследовательск
ая деятельность)

1

1
Типы текстов:
текст –описание
1
Типы текстов:
текст
повествование

3

Типы текстов:
текст рассуждение
Работа со
сплошным текстом
2.

3.

Модуль «Основы
естественнонаучн
ой грамотности»:

11

Изучение природы

1

Условия, в которых
мы живем

2

Кто и как живет
рядом с нами

6

Что такое экология

1

Проведение
рубежной
аттестации

1

Модуль «Основы
математической
грамотности»:

11

Индивидуальная, http://www.school2100.r
групповая,
u/
коллективная
http://www.edu.ru
(беседы, игры,
викторины,
экскурсии,
исследовательск
ая деятельность)

Индивидуальная, http://www.school2100.r
групповая,
u/
коллективная
http://www.edu.ru

Удивительный мир
чисел

3

Мир
занимательных
задач

5

(беседы, игры,
викторины,
экскурсии,
исследовательск
ая деятельность)

2
Первые шаги в
геометрии.
Простейшие
геометрические
фигуры

1

Итоговый
мониторинг

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебное пособие для детей «Буду настоящим читателем», ч. 1 (3–4 классы) из серии
«Как мы учимся» (авторы Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова; М.: Баласс, 2012).
Асмолов, А.Г. Универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов. – М. : Просвещение,
2009.
Бунеева, Е.В. Буду настоящим читателем. 3–4 кл. / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова : пособие
из серии «Как мы учимся» (образовательные технологии). – М. : Баласс, 2012.
Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех : Сборник
материалов / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М. : Баласс, 2006. – 320 с.
Образовательные технологии: Сборник материалов. – М. : Баласс, 2012. –160 с.
технологии). – М.: Баласс, 2012
Буду настоящим читателем: Пособие из серии «Как мы учимся» (образовательные.
Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления / А.Э. Симановский. – Ярославль,
1997.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Сайт издательства «Баласс» ОС «Школа 2100». Режим доступа: http://www.school2100.ru/
Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального
образования. Режим доступа: http://www.edu.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Магнитофон
Мультимедийный проектор
Компьютер
Экспозиционный экран
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер, доска, проектор, экран.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».