МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Отдел по образованию Администрации Палласовского муниципального района МКОУ
"Новостроевская СШ"
РАССМОТРЕНО
Проблемная группа № 2
Руководитель ПГ
________________/Серкибаева О.А./
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ «Новостроевская СШ»
Протокол от 30.08.2024 № 1
Приказ от 30.08.2024
______________ /А.К. Нурушева/
№ 224/3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Введение в информатику»
для основного общего образования
Срок освоения программы: 2 года (с 5 по 6 класс)
Составитель Утепов А.А.,
учитель математики и информатики
п. Новостройка, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания
и развития обучающихся средствами учебного курса «Введение в информатику» в 5–6 классах
на базовом уровне; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его
структурирование по разделам и темам курса; даёт распределение учебных часов по
тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и
внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Программа разработана на основании Приказа Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования».
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ»
Изучение информатики в 5–6 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей
основного общего образования, обеспечивая:
формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной
практики, за счёт развития представлений об информации как о важнейшем
стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
формирование понимания роли информационных процессов, информационных
ресурсов и ИТ в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного
общества;
обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как
необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном
обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на
более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее;
определять шаги для достижения результата и т. д.;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования
информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков
работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых
средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых
и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в
области информационных технологий и созидательной деятельности с применением
средств информационных технологий.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
«ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ»
Учебный курс в основном общем образовании отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности
протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных
системах;
основные области применения информатики, прежде всего информационные
технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на
формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы
понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как
необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых
технологических достижений современной цивилизации Многие предметные знания и способы
деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в
рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных
жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е.
ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения.
Учебный курс «Введение в информатику» в основном общем образовании интегрирует в
себе:
цифровую грамотность, приоритетно формируемую на ранних этапах обучения, как в
рамках отдельного предмета, так и в процессе информационной деятельности при
освоении всех без исключения учебных предметов;
теоретические основы компьютерных наук, включая основы теоретической
информатики и практического программирования, изложение которых осуществляется
в соответствии с принципом дидактической спирали: вначале (в младших классах)
осуществляется общее знакомство обучающихся с предметом изучения,
предполагающее учёт имеющегося у них опыта; затем последующее развитие и
обогащение предмета изучения, создающее предпосылки для научного обобщения в
старших классах;
информационные технологии как необходимый инструмент практически любой
деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений
современной цивилизации.
Основные задачи
у обучающихся:
учебного
курса «Введение в информатику» — сформировать
понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового
окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода
цифровой трансформации современного общества;
знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической
деятельности, для их решения с помощью информационных технологий; умения и
навыки формализованного описания поставленных задач;
базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом
моделировании;
знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для
построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном
из языков программирования высокого уровня;
умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ
(приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их
помощью практических задач; владение базовыми нормами информационной этики и
права, основами информационной безопасности;
умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с
помощью информационных технологий, применять полученные результаты в
практической деятельности.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования
определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх
тематических разделов:
1. цифровая грамотность;
2. теоретические основы информатики;
3. алгоритмы и программирование;
4. информационные технологии.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Обязательная часть учебного плана основной образовательной программы основного общего
образования не предусматривает обязательное изучение курса информатики в 5–6 классах.
Время на данный курс выделяется за счёт части учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений. Программа по информатике для 5–6 классов составлена из
расчёта общей учебной нагрузки 51 час за 2 года обучения: 1 час в неделю в 5 классе и 0,5 часа
в неделю в 6 классе. Первое знакомство современных школьников с базовыми понятиями
информатики происходит на уровне начального общего образования в рамках логикоалгоритмической линии курса математики; в результате изучения всех без исключения
предметов на уровне начального общего образования начинается формирование
компетентности учащихся в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ),
необходимой им для дальнейшего обучения.
Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже
имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого
опыта. Изучение информатики в 5–6 классах поддерживает непрерывность подготовки
школьников в этой области и обеспечивает необходимую теоретическую и практическую базу
для изучения курса информатики основной школы в 7–9 классах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5 класс
Цифровая грамотность
Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами и
другими элементами цифрового окружения. Компьютер — универсальное вычислительное
устройство, работающее по программе. Мобильные устройства. Основные компоненты
персональных компьютеров и мобильных устройств. Процессор. Оперативная и
долговременная память. Устройства ввода и вывода.
Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Прикладные программы
(приложения), системное программное обеспечение (операционные системы). Запуск и
завершение работы программы (приложения). Имя файла (папки, каталога).
Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на веб-странице.
Поисковые системы. Поиск информации по выбранным ключевым словам и по изображению.
Достоверность информации, полученной из Интернета. Правила безопасного поведения в
Интернете. Процесс аутентификации. Виды аутентификации (аутентификация по паролям,
аутентификация с помощью SMS, биометрическая аутентификация, аутентификация через
географическое местоположение, многофакторная аутентификация). Пароли для аккаунтов в
социальных сетях. Кибербуллинг.
Теоретические основы информатики
Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Роль зрения в
получении человеком информации. Компьютерное зрение. Действия с информацией.
Кодирование информации. Данные — записанная (зафиксированная) информация, которая
может быть обработана автоматизированной системой. Искусственный интеллект и его роль в
жизни человека.
Алгоритмизация и основы программирования
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы.
Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или текстового
программирования.
Информационные технологии
Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических примитивов.
Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот, отражение.
Текстовый редактор. Правила набора текста. Текстовый процессор. Редактирование текста.
Проверка правописания. Расстановка переносов. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов
(рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства
абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Вставка изображений в текстовые
документы. Обтекание изображений текстом. Компьютерные презентации. Слайд. Добавление
на слайд текста и изображений. Работа с несколькимислайдами.
5 класс
Цифровая грамотность Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные
компьютеры, суперкомпьютеры. Иерархическая файловая система. Файлы и папки (каталоги).
Путь к файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога). Работа с файлами и
каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение,
переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Поиск файлов средствами
операционной системы. Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы
для защиты от вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных систем.
Теоретические основы информатики
Информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации
(данных). Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном
алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в
двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. Информационный объём
данных. Бит – минимальная единица количества информации — двоичный разряд. Байт,
килобайт, мегабайт, гигабайт. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста,
электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм).
Алгоритмизация и основы программирования
Среда текстового программирования. Управление исполнителем (например, исполнителем
Черепаха). Циклические алгоритмы. Переменные. Разбиение задачи на подзадачи,
использование вспомогательных алгоритмов (процедур). Процедуры с параметрами.
Информационные технологии
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового
процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы.
Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью списков. Нумерованные,
маркированные и многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы.
Создание компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение информатики в 5–6 классах направлено на достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и
социализации обучающихся средствами предмета
Патриотическое воспитание:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному
наследию;
понимание значения информатики как науки в жизни современного общества;
заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного
общества.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет
Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности,
в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных, познавательных
задач, создании учебных проектов;
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной
деятельности;
стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Ценности научного познания:
наличие представлений об информации, информационных процессах и
информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития
науки и общественной практики; интерес к обучению и познанию; любознательность;
стремление к самообразованию;
овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами,
справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а
также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Формирование культуры здоровья:
установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения
требований безопасной эксплуатации средств ИКТ;
соблюдение временных норм работы с компьютером.
Трудовое воспитание:
интерес к практическому изучению профессий в сферах профессиональной
деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными
технологиями, основанных на достижениях науки информатики и научно-технического
прогресса.
Экологическое воспитание:
наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в
виртуальном пространстве
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают
овладение универсальными учебными действиями — познавательными, коммуникативными,
регулятивными
Универсальные познавательные действия Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические
рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и
выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из
источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими
объектами и их комбинациями;
оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные и коммуникативные действия Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории
и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке,
передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом,
достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои
действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать выбор варианта решения задачи;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого
доступа к любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 класс
соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и другими
элементами цифрового окружения; иметь представление о правилах безопасного
поведения в Интернете;
называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных
устройств, объяснять их назначение;
понимать содержание понятий «программное обеспечение», «операционная
система», «файл»;
искать информацию в Интернете (в том числе по выбранным ключевым словам, по
изображению); критически относиться к найденной информации, осознавая
опасность для личности и общества распространения вредоносной информации;
запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу;
пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель», «программа
управления исполнителем», «искусственный интеллект»;
составлять программы для управления исполнителем в среде блочного или
текстового программирования с использованием последовательного выполнения
операций и циклов;
создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые документы; знать
правила набора текстов; использовать автоматическую проверку правописания;
устанавливать свойства отдельных символов, слов и абзацев; иллюстрировать
документы с помощью изображений;
создавать и редактировать растровые изображения;
использовать инструменты графического редактора для выполнения операций с
фрагментами изображения;
создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и графическую
информацию
6 класс
ориентироваться в иерархической структуре файловой системы: записывать полное
имя файла или папки (каталога), путь к файлу или папке (каталогу);
работать с файловой системой персонального компьютера с использованием
графического интерфейса: создавать, копировать, перемещать, переименовывать и
удалять файлы и папки (каталоги), выполнять поиск файлов;
защищать информацию, в том числе персональные данные, от вредоносного
программного обеспечения с использованием встроенных в операционную систему
или распространяемых отдельно средств защиты;
пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс», «обработка
информации», «хранение информации», «передача информации»;
иметь представление об основных единицах измерения информационного объёма
данных;
сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов;
разбивать задачи на подзадачи;
составлять программы для управления исполнителем в среде текстового
программирования, в том числе с использованием циклов и вспомогательных
алгоритмов (процедур) с параметрами;
объяснять различие между растровой и векторной графикой;
создавать простые векторные рисунки и использовать их для иллюстрации
создаваемых документов;
создавать и редактировать текстовые документы, содержащие списки, таблицы;
создавать интерактивные компьютерные презентации, в том числе с элементами
анимации
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Раздел 1. Цифровая грамотность
Компьютер – универсальное
1.1
2
устройство, работающее по программе
Программы для компьютеров .Файлы
1.2
3
и папки
Сеть Интернет. Правила безопасного
1.3
2
поведения в Интернете
Итого по разделу
7
Раздел 2. Теоретические основы информатики
2.1
3
Информация в жизни человека
Итого по разделу
3
Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования
3.1
Алгоритмы и исполнители
2
3.2
Работа в среде программирования
8
Итого по разделу
10
Раздел 4. Информационные технологии
4.1
Графический редактор
3
4.2
6
Текстовый редактор
4.3
3
Компьютерная презентация
Итого по разделу
12
Резервное время
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
Контрольные
работы
Практические
работы
0
2
1
3
2
3
2
4
2
0
19
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
РЭШ
РЭШ
РЭШ
РЭШ
РЭШ
РЭШ
РЭШ
РЭШ
РЭШ
6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Раздел 1. Цифровая грамотность
1.1
Компьютер
1.2
Файловая система
Всего
Контрольные
работы
1
0
1
1
Итого по разделу
2
Раздел 2. Теоретические основы информатики
2.1
1
Защита от вредоносных программ
Информация и
2.2
1
информационные процессы
Двоичный код
2.3
1
Единицы измерения информации
2.4
1
Итого по разделу
4
Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования
Основные алгоритмические
3.1
4
конструкции
Вспомогательные алгоритмы
3.2
2
Итого по разделу
6
Раздел 4. Информационные технологии
Векторная графика
4.1
1
4.2
2
Текстовый редактор
Создание интерактивных компьютерных
презентаций
Итого по разделу
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
4.3
Практические
работы
1
1
0
0
3
2
1
2
2
5
0
17
2
0
13
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
РЭШ
РЭШ
РЭШ
РЭШ
РЭШ
РЭШ
РЭШ
РЭШ
РЭШ
РЭШ
РЭШ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Информатика, 5 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Информатика, 6 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Л. Л. Босова, А. Ю. Босова
Информатика 5-6 классы
Методическое пособие
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РЭШ, Учи.ру, Скайсмарт, Единое содержание общего образования