МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Отдел по образованию Администрации Палласовского муниципального района
МКОУ "Новостроевская СШ"
РАССМОТРЕНО
на заседании проблемной группы № 1
Руководитель
проблемной группы №1
____________/А.К. Дусалиева/
Протокол от 30.08.2024 № 1
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ «Новостроевская СШ»
______________ /А.К. Нурушева/
Приказ от 30.08.2024
№ 224/3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса по русскому языку
«Говорим и пишем правильно»
для основного общего образования
Срок освоения программы: 2 года (с 7 по 8 класс)
п. Новостройка, 2024
Пояснительная записка
Факультативный курс рассчитан на 68 часов (1 час в неделю для каждого класса) и
предназначен для обучающихся 7-8 класса.
Данный факультатив позволит не только восполнить пропущенный или забытый
материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с
такими фактами, которые не изучаются на уроках. Факультативный курс непосредственно
связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и
систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет
практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на
подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.
На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию
орфографической зоркости обучающихся, формированию орфографической грамотности,
развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня
сложности. Эта работа предусматривает и систематическую индивидуальную домашнюю
работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над
ошибками.
На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие
жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал,
пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является
актуальной.
Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента
государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования
по русскому языку базового и профильного уровней (2012 г.) в соответствии с
программами по русскому языку: Авторской программы Л. М. Рыбченковой,
О.М.
Александровой по русскому языку для 5-9 классов для основного общего образования
(Программы по русскому языку 5-9 классы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М.
Шанский //Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы / Составитель
Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2014
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он
является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и
усвоения знаний, частью духовной
культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и
литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком,
умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми
характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека
практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к
изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое
место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство
познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение,
формирует
навыки
самостоятельной
учебной
деятельности,
самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения
различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и
влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе
способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе
компетентностного подхода. В соответствии с этим в классах формируются и
развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая и культуроведческая
компетенции.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы.
Так, например, при обучении орфографии учащиеся не только получают соответствующие
знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все
виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют
представление о родном языке как национально-культурном феномене.
Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования
языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными
друг с другом. Именно поэтому количество часов, выделенных на изучение тематических
блоков и включенных в них разделов курса, имеет примерный характер.
Цель курса: формирование орфографической грамотности обучающихся,
развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса.
Задачи:
-повторить основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы;
- расширить и углубить полученные ранее знания;
- систематизировать и обобщить полученные знания;
-заинтересовать обучающихся предметом, мотивировать их на самостоятельные
дополнительные занятия русским языком;
-совершенствовать
орфографические,
пунктуационные,
лингвистические
и
коммуникативные навыки учащихся.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации предусматривает в VII классе изучение русского языка факультативно 34
часа (1час в неделю).
Планируемые результаты
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает
условия и для реализации предметной функции, которую русский язык выполняет в
системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность
совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые
базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных
способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и
развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми
видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми
умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и
ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение,
синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные
(умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных
источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель
деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию)
Учащиеся должны знать:
•
основные орфограммы, изученные в 5-8 классах;
•
изученные языковедческие понятия ;
•
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические,
грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5-8 классах; нормы
речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
- находить в словах изученные орфограммы,
- обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами,
- находить и исправлять орфографические ошибки;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.
-соблюдать нормы русского речевого этикета;
-осуществлять языковой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее
правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и
недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному
языку;
удовлетворение коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социальнокультурных ситуациях общения;
увеличение словарного запаса; расширение круга используемых грамматических
средств; развитие способности к самооценке;
получение знаний по другим учебным предметам.
Содержание учебного курса «Говорим и пишем правильно» в 7 классе
Содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы,
связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по
русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие
дополнительный материал.
Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного
курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на
уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о
звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу,
как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и
самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.
В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о
значении слова.
Важная роль в формировании содержательного представления о языке
принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой
частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.
Углублению представления о слове призвана способствовать работа над
лексическим значением слова.
Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью.
Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.
Содержание курса в 8 классе
Введение. Речь. 2ч.
Тема 1. Заговори, чтоб я тебя увидел.1ч. (Высказывания великих людей о русском языке.
Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов).
Тема 2. Типы речи или типы в речи. 1ч. (Работа с текстами, определение типов речи).
Орфография. 7ч.
Тема 3. Необычные правила.1ч. (Работа с некоторыми школьными правилами, создание
новых формулировок правил.).
Тема 4. Н+Н=НН 1ч. (Нахождение подсказок, которые помогут легко запомнить
правописание н и нн в разных частях речи. Но подсказки есть не во всех словах. Как
поступать в таких случаях? Лингвистические игры.)
Тема 5. Путеводные звёзды орфографии. 1ч. (Рассказ об этимологии – разделе
языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и
правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов).
Тема 6. Этимология- наука о происхождении слов.
Тема 7. Слитно, раздельно или через дефис? 1ч. (Употребление дефиса на письме. Роль
его в речи и на письме. Работа с текстом.)
Тема 8. Не и Ни бывают в слове. 1ч. (Правописание НЕ и НИ в разных частях речи.
Трудные случаи написания. Не и НИ в загадках.).
Тема 9. Различай и отличай. 1ч. (Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Их
отличия. Дидактические игры и упражнения).
Морфология. 5 ч.
Тема10. Морфологическая семейка.1ч. (Повторение и закрепление
самостоятельных и служебных частях речи. Игра- конкурс «Кто больше?»).
сведение
о
Тема 11. Тайна в имени твоём. 1ч. (Имя существительное как часть речи: основные
морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Сочинения-миниатюры
«Осенняя симфония»).
Тема 12. Именная родня. 1ч. (Все именные части речи русского языка: имя
существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение. Их основные
морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Лингвистические игры
«Давайте поиграем».)
Тема 13. Братство глагольное.1ч. (Глагол, причастие и деепричастие. Их основные
морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Практическое занятие,
определение, как образуются глагольные формы слова).
Тема 14. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. Проектная
работа. 1ч. (Служебные части речи русского языка: предлог, союз и частица. Их
применение и употребление в речи и на письме. Лингвистические игры. «Применение
слов».)
Синтаксис и пунктуация. 17 ч.
Тема 15. Сочетание или словосочетание?1ч. (Обобщение изученного о строении
словосочетания, его разновидности и связи. Работа с деформированными текстами.
Лингвистическое лото.)
Тема 16. Примыкай, управляй, согласуй…1ч..(Составление словосочетаний
согласованием, управлением и примыканием. Согласование различных названий.)
с
Тема 17. Это непростое простое предложение. 1ч. (Составление предложений. Прямой
порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для
усиления выразительности речи. Актуальное членение.)
Тема 18. Главнее главного. 1ч. (Подлежащее и способы его выражения. Решение
лингвистических примеров и задач.)
Тема 19. Действую по-разному.1ч. (Сказуемое и способы его выражения. Виды
сказуемых. Игра «Кто быстрее?»).
Тема 20. Определяй и дополняй. 1ч. (Определение и дополнение как второстепенные
члены предложения, их применение в предложении. Частота употребления определений в
загадках.)
Тема 21. Где? Когда? Куда? Откуда? 1ч. (Обстоятельство как второстепенный член
предложения, его применение в предложении. Работа с деформированным текстом).
Тема 22. Назывные именные. 1ч. (Односоставные предложения: их виды и применение.
Назывные предложения. Дидактические упражнения).
Тема 23. Личные отличные.1ч. (Односоставные предложения: их виды и применение.
Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым. Работа с текстом.)
Тема 24. Тройное доказательство родства. 1ч. (Предложения с однородными членами
предложения. Признаки однородности. Употребление однородных членов в
географических названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.)
Тема 25. Соединю родных и разделю.1ч. (Как связываются между собою однородные и
неоднородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения.
Дидактические игры с однородными членами. Лингвистическая игра «Найди
несоответствие»).
Тема 26. Обратись ко мне красиво!1ч. (Роль обращения в предложении и в тексте. Виды
обращений. Построение текстов.)
Тема 27. Водные или вводные.1ч. (Значение и роль вводных слов в предложении и в
тексте. Конкурс на восстановление деформированного текста. Игры на внимание.)
Тема 28. Сочетай, конструируй и вставляй.1ч. (Вводные слова, предложения и вставные
конструкции. Их роль и использование в тексте предложения. Использование при них
знаков препинания. Конкурс-игра «Что там стоит?..»)
Тема 29. Обособим мы тебя.1ч. (Предложения с обособленными членами предложения.
Их роль в предложении. Понятие обособления. Использование при них знаков
препинания. Работа с деформированным текстом).
Тема 30. Квадратное обособление.1ч. (Основные принципы обособления слов в речи и на
письме. Обособление второстепенных членов предложения.)
Тема 31. Распространённые одиночки. 1ч. ( Обособление приложения, распространённого
и нераспространённого. Решение кроссвордов.)
Прямая и косвенная речь. 3 ч.
Тема 32. Скажи прямо, не молчи…1ч. ( Строение прямой речи, виды речи. Конкурс
высказываний на лингвистическую тему.)
Тема 33. Косвенно чужая речь. 1ч. (Строение косвенной речи, перестроение прямой речи в
косвенную и обратно. Работа с текстами, определение видов речи).
Тема 34. Итоговое занятие за год. Олимпиада по русскому языку. 1ч.
Основные методы и приёмы работы:
- лекция;
- беседа;
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- анализ текстов различных стилей и типов;
- работа с тестами;
- различные виды грамматического разбора;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- создание таблиц, схем, алгоритмов;
- обсуждение, диалог;
- работа по карточкам;
- написание и редактирование орфографических диктантов;
- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы,
дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы,
кроссворды, головоломки.
Тематический план 7 класс
№п\ Наименование разделов и тем
Учеб Контрол Дата
Электро
п
ные ьные
проведен
нные
часы работы
ия
образова
тельные
ресурсы
1
Основные принципы русской
2
http://ww
орфографии
w.edu.ru
http://ww
2
Правописание согласных - «фонемные
4
w.school.e
« и « нефонемные» правила
du.ru
3
Правописание безударных гласных,
3
1
http://ww
проверяемых и непроверяемых
w.ict.edu.r
ударением
u
4
Правописание корней с чередующимися 1
гласными
5
О-Е после шипящих
2
6
Буквы Ы-И после Ц.
1
7
Правописание ъ и ь.
3
8
Написание частицы НЕ с различными
3
частями речи.
9
Орфограммы в суффиксах
4
10
Орфограммы в окончаниях слов.
1
11
Правописание приставок.
2
12
Написание отрицательных местоимений 2
и наречий
13
Правописание сложных слов
2
1
14
Правописание числительных
2
15
Правописание служебных частей речи
2
32
2
Итого
Календарно-тематическое планирование 8 класс.
№
Тема
Кол-во часов
1
2
3
4
5
6
Заговори, чтоб я тебя увидел.
Типы речи или типы в речи.
Необычные правила.
Н+Н=НН. Одна н и нн в разных частях речи.
Путеводные звёзды орфографии.
Этимология- наука о происхождении слов.
1
1
1
1
1
1
7
Слитно, раздельно или через дефис?
1
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Не и Ни бывают в слове.
Различай и отличай.
Морфологическая семейка.
Тайна в имени твоём.
Именная родня.
Братство глагольное.
Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.
Сочетание или словосочетание?
Примыкай, управляй, согласуй…
Это непростое простое предложение.
Главнее главного.
Действую по-разному.
Определяй и дополняй.
Где? Когда? Куда? Откуда?
Назывные именные.
Личные отличные.
Тройное доказательство родства.
Соединю родных и разделю.
Обратись ко мне красиво!
Водные или вводные.
Сочетай, конструируй и вставляй.
Обособим мы тебя.
Квадратное обособление.
Распространённые одиночки.
Скажи прямо, не молчи…
Косвенно чужая речь.
Олимпиада по русскому языку.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса ФОП ООО
1.Л. М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская и др. Русский язык. 7 класс:
Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014.
2.Фролова Т.Я. Русский язык. Практикум.- Симферополь, 2012.-144с.
3. Фролова Т.Я. Русский язык в рифмованых алгоритмах. –Симферополь, 2004.-32с.
4. Фролова Т.Я. Мы пишем без ошибок: Курс практической граматики. – Симферополь,
1998.-144с.
5. Фролова Т.Я. Русский язык в рисунках и схемах. –Симферополь, 2004.-52с.
Учебно- методическое обеспечение для учителя
1.Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.
2.Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и
поступающих в вузы. – М., 2001.
Электронные образовательные ресурсы
http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»
http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный
портал»
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные
технологии в образовании