Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Новостроевская средняя школа» Палласовского муниципального района Волгоградской области ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол от 30.08.2024 № 1 Председатель педагогического совета _______________________ Нурушева А.К. УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МКОУ «Новостроевская СШ» от 30.08.2024 № 224/4 Директор _______________________ Нурушева А.К. Учебный план 1-4 классы для обучающихся по АООП УО (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) п. Новостройка, 2024 год Пояснительная записка Учебный план для реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МКОУ «Новостроевская СШ» на 2024-2025 учебный год основан на следующих нормативных документах: Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Приказы Минобрнауки России: - от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г, регистрационный № 35847), вступает в силу с 1 сентября 2016 г. - от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г, регистрационный № 35850), вступает в силу с 1 сентября 2016 г. Приказа Минпросвещения РФ: - от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Письма Минобрнауки России: - от 13.11.2015 №07-3735 «О направлении методических рекомендаций» (о распространении практик по образованию детей с ОВЗ)» - от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ». - Постановления Главного государственного врача РФ то 10 июля 2015 г.№26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Новостроевская СШ». Устава МКОУ «Новостроевская СШ». Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену. Продолжительность учебного года в 3 классе -34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционноразвивающей областей по классам. В 2024-2025 учебном году планируется обучение по АООП НОО обучающихся с УО (вариант 1). В силу особенностей психофизического развития и трудностей в усвоении учебных предметов составлен индивидуальный учебный план с участием родителей (законных представителей). В соответствии с требованиями Стандарта (п.1.13), который устанавливает сроки освоения АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) годовой и недельный учебный планы представлены в первом варианте: IIV классы (4 года обучения) (приложение1,2), на их основе, заключений ТПМПК и по заявлению родителей составлены Индивидуальные учебные планы (приложения 4,5,6) для обучающихся 4а класса: Диденко Дениса Александровича, Муханова Мансура Дауреновича, Кузьмина Сергея Анатольевича. На этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных областей. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Обязательная часть учебного плана представлена предметными областями: Предметная область «Язык и речевая практика» представлена предметами «Русский язык», «Чтение» и «Речевая практика». Предметная область «Математика» представлена предметом «Математика». Предметная область «Естествознание» представлена предметом «Мир природы и человека». Предметная область «Искусство» представлены предметами «Музыка» и «Рисование (изобразительное искусство)». Предметная область «Физическая культура» представлена предметом «Технология», «Адаптивная физическая культура». Предметная область «Технология» представлена предметом «Труд (технология)». Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, не предусмотрена. Учитывая специфику контингента обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в I – IV классах надомного обучения возможно перераспределение часов компонента общеобразовательного учреждения между классами и предметами в течение всего учебного года. В I–IV классах надомного обучения 0,5 часовые занятия проводятся через неделю по 1 часу, 0,25-часовые занятия проводятся по 1 часу один раз в четыре недели. Музыка, изобразительное искусство, технология проводятся отдельно в соответствии с учебным планом и учебными пособиями по ИЗО, Музыке, Труду (технологии), включенными в действующие федеральные перечни учебников. Задачи реализации АООП с УО НОО: Достижение личностных результатов обучающихся: Готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию; осмысление и принятие основных базовых ценностей. Достижение метапредметных результатов обучающихся: освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных). Представленные выше задачи возможно реализовать, основываясь на учебный план, предусматривающий сокращение учебной нагрузки по медицинским показаниям ребенка до 8 часов в неделю (при этом сохраняется требования обязательного минимума учебной программы общего образования). Одной из важнейших составляющих организации обучения на дому является самостоятельная работа обучающегося на дому, выполняемая по заданию педагогического работника, под его руководством. Содержание самостоятельной работы обучающегося на дому описано в рабочей программе по предмету и направлено на расширение и углубление практических знаний и умений по данному предмету, на усвоение межпредметных связей. Самостоятельная работа обучающегося на дому Самостоятельная работа обучающихся помогает повышению эффективности обучения в овладении системой УУД. Содержание самостоятельной работы обучающегося на дому направлено на расширение и углубление практических знаний и умений по предмету, усвоение межпредметных связей. Формы внеучебной самостоятельной работы: 1. Устная работа с источником. 2. Заучивание текста наизусть. 3. Решение задач. 4. Составление алгоритма решения задачи. 5. Сообщение, доклад в устной и письменной форме. 6. Сочинение, эссе. 7. Исследовательская работа. 8. Составление кроссворда. 9. Написание плана. 10. Заполнение таблицы. 11. Наблюдение за объектами, процессами (в живой и неживой природе). 12. Оформление газеты. 13. Презентация. 14. Заполнение рабочих тетрадей. 15. Ведение дневников наблюдения. 16. Инсценирование событий. 17. Просмотр фильмов, кинофильмов. 18. Просмотр искусствоведческих книг. 19. Изучение справочной литературы. 20. Посещение музеев, театров, выставок и др. Определяя исходные положения управления самостоятельной работой обучающихся, учитывается, что обучающийся, как субъект учения через цель, заданную им учителем, сам планирует, организует и реализует процесс получения необходимого продукта, обогащая свой познавательный и личностный опыт новыми результатами – знаниями, навыками, умениями, новыми продуктами деятельности, новыми личностными состояниями. Обучающийся: планирует свои действия, то есть выбирает свои цели, определяет методы их достижения; организует, то есть объединяет свои ресурсы для решения поставленных задач; управляет своей деятельностью, то есть осуществляет самоконтроль с последующей коррекцией своих действий; Распределение часов на самостоятельную работу по предметам производится в соответствии с учебными планами общеобразовательных классов (часы, отводимые на самостоятельную работу по предмету в совокупности с часами, отводимыми на изучение предмета в учебном плане надомного обучения составляют количество часов, отводимое на изучение предмета в учебном плане общеобразовательного класса). Образовательная программа реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. Выделены следующие направления внеурочной деятельности: спортивнооздоровительное; художественно-эстетическое; научно-познавательное; патриотическое; проектная деятельность. Образовательный маршрут ребёнка составляется с учётом личностных особенностей и психофизических возможностей ребёнка, пожеланий родителей (законных представителей) обучающихся, согласовываются с родителями (законными представителями) учащихся. Внеурочная деятельность реализуется через план воспитательной работы классного руководителя. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными), продолжительность занятий 20 минут. Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляется родителями, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида совместно с центром реабилитации. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки. С целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся родители с данными детьми посещают ГКУ СО «Палласовский ЦСОН». Приложение 1 Примерный годовой учебный план обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1): I-IV классы Предметные области Классы Количество часов в год Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая практика 1.1.Русский язык 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика 2. Математика 2.1.Математика 3. Естествознание 3.1.Мир природы и человека 4. Искусство 4.1. Музыка Рисование (изобразительное искусство) 5. Физическая культура 5.1. Адаптивная физическая культура 6. Технологии Труд (технология) Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): Внеурочная деятельность Всего - Всего Приложение 2 Примерный недельный учебный план обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): I-IV классы Предметные области Классы Количество часов в неделю Учебные предметы Обязательная часть Язык и речевая Русский язык практика 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика 2. Математика 2.1.Математика 3. Естествознание 3.1.Мир природы и человека 4. Искусство 4.1. Музыка Рисование (изобразительное искусство) 5. Физическая культура 5.1. Адаптивная физическая культура 6. Технологии Труд (технология) Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): Внеурочная деятельность Всего к финансированию - Всего Приложение 3 Индивидуальный учебный план начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) I-IVкласс обучения на дому (годовой) Предметные области Обязательная часть 1. Язык и речевая практика 2. Математика 3. Естествознание Учебные предметы Количество часов в год 1 2 3 4 класс класс класс класс 1.1.Русский язык 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика 68 34 34 68 34 34 68 34 34 68 34 34 68 68 68 34 34 68 34 8,5 8,5 8,5 8,5 8,5 8,5 8,5 8,5 8,5 8,5 8,5 8,5 8,5 272 - 8,5 272 0 8,5 272 0 8,5 272 0 272 272 272 272 2 2 2 2 17 8,5 8,5 306 17 8,5 8,5 306 17 8,5 8,5 306 17 8,5 8,5 306 2.1.Математика Мир природы и человека 4. Искусство 4.1. Музыка Изобразительное искусство 5. Физическая культура 5.1. Адаптивная физическая культура 6. Технологии Труд (технология) Итого Часть, формируемая участниками образовательного процесса Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область Логопедическая коррекция Психологическая коррекция Внеурочная деятельность Праздники Классные часы Всего 34 Приложение 4 Индивидуальный учебный план начального общего образования МКОУ «Новостроевская СШ» обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) (недельный). Диденко Денис , Муханов Мансур, Кузьмин Сергей Предметные области Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая практика 1.1.Русский язык 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика 2. Математика 3. Естествознание 4. Искусство 5. Физическая культура 2.1.Математика 3.1.Мир природы и человека 4.1. Музыка Изобразительное искусство Адаптивная физическая культура Труд (технология) 6. Технологии Самостоятельная работа Итого Часть, формируемая участниками образовательного процесса Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) Внеурочная деятельность Праздники Классные часы Всего Кол-во часов в неделю 3 класс 2 1 1 2 1 0,25 0,25 0,25 0,25 15 23 2 0,5 0,25 0,25 8 Приложение 7 Формы проведения годовой промежуточной аттестации Предмет Периодичность Форма Списывание текста Русский язык 1 раз в год (по итогам года) Чтение 1 раз в год (по итогам года) Речевая практика 1 раз в год (по итогам года) Математика 1 раз в год (по итогам года) Мир природы и человека 1 раз в год (по итогам года) Тест Изобразительное искусство 1 раз в год (по итогам года) ИУП Музыка 1 раз в год (по итогам года) ИУП Труд (технология) 1 раз в год (по итогам года) ИУП Адаптивная физическая культура 1 раз в год (по итогам года) КН Предметы учебного плана 1 раз в год (по итогам года) КДР ИУП-индивидуальный учебный проект КН – контрольные нормативы КДР – комплексная диагностическая работа Контроль чтения Собеседование Контрольная работа