Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Новостроевская средняя школа» Палласовского муниципального района Волгоградской области ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол от 30.08.2024 № 1 Председатель педагогического совета _______________________ Нурушева А.К. УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МКОУ «Новостроевская СШ» от 30.08.2024 № 224/4 Директор _______________________ Нурушева А.К. Учебный план 5-9 классы для обучающихся по АООП УО (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) п. Новостройка, 2024 год Пояснительная записка Учебный план Программы (вариант 1) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, учебных предметов по годам обучения. Нормативные правовые основания для формирования учебного плана обучающихся с умственной отсталостью, представлены следующими документами: 1. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599. 2. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26. 3. «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»: приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1026 4. Письма Минобрнауки России: - от 13.11.2015 №07-3735 «О направлении методических рекомендаций» (о распространении практик по образованию детей с ОВЗ)» В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает сроки освоения Программы обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в течение 9-13 лет, годовой и недельный учебные планы Учреждения представлены в следующем варианте: V-IX классы (срок обучения – 9 лет). Учебный план определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, перечень курсов. Продолжительность учебного года для обучающихся 5 - 9 классов составляет 34 учебные недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 7 календарных дней после каждого учебного периода. Продолжительность урока – 40 минут. Учебный процесс в 5 - 9 классах организован в условиях пятидневной учебной недели в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими нормами и регламентирован календарным учебным графиком МКОУ «Новостроевская СШ» на 2024/2025 учебный год. В 5-м классе— 29 часов в учебном плане, в 6-9 классах – 30 часов, что не превышает предельно допустимой нормы. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): - формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; - формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся на основе заключения ПМПК. В предметной области «Язык и речевая практика» предполагается изучение предметов «Русский язык», «Чтение». На изучение предметов «Русский язык» и «Чтение» отводится по 4 часа в каждом классе. Предметная область «Математика» представлена учебными предметами «Математика» и «Информатика». На изучение предмета «Математика» отводится 4 часа в неделю в 5-6-м классах, по 3 часа в 7-9-м классах; на изучение предмета «Информатика» - по 1 часу в 7-9-м классах. В предметной области «Естествознание» предполагается изучение предметов «Природоведение», на который выделено по 2 часа в неделю в 5-6-м классах; «Биология» - по 2 часа в 7-9 классах; «География» по 2 часа в 6-9 классах. Предметная область «Человек и общество» представлена учебными предметами «Основы социальной жизни» - по 1 часу в неделю в 5-6 классах, по 2 часа в 7-9 классах; «Мир истории – 2 часа в 6 классе; «История Отечества» по 2 часа в 6-9 классах. Предметная область «Искусство» предполагает изучение предметов «Музыка» 1 час в 5 классе и «Изобразительное искусство» 2 часа в неделю в 5-м классе. Предметная область «Технология» включает учебный предмет «Труд (технология)». В предметной области «Физическая культура» предполагается изучение учебного предмета «Адаптивная физическая культура» - по 2 часа в неделю в каждом классе. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений в 5 - 9 классах, исходя из особенностей построения учебного процесса, отводится на увеличение учебных часов, отводимых на изучение. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями: по 2 часа в каждом классе в сотрудничестве с ГКУ СО «Палласовский ЦСОН». При этом учитываются психофизические особенности обучающихся с умственной отсталостью и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии. Неотъемлемой частью образовательного процесса является внеурочная деятельность, которая реализуется по направлениям: нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное по 4 часа в каждом классе. Учащимся предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов регламентируется планом внеурочной деятельности. Освоение программ учебных предметов сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся. В рамках текущей и промежуточной аттестации учащиеся имеют право на объективную оценку. Результатом промежуточной аттестации является годовая отметка за учебный год по предметам. Недельный учебный план (вариант 1) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-9 классы Предметные области Классы Учебные предметы V Количество часов в неделю VI VII VIII IX I. Обязательная часть 4 4 1. Язык и речевая 1.1 Русский язык 4 4 практика 1.2 Чтение (Литературное чтение) 2. Математика 2.1 Математика 4 4 2.2 Информатика 3.Естествознание 3.1 Природоведение 4. Человек и общество 5. Искусство Всего 4 4 4 20 4 4 4 20 3 3 3 17 1 1 1 3 2 2 - - - 4 3.2 Биология 3.3 География 4.1 Мир истории - 2 2 2 2 - 2 2 - 2 2 - 6 8 2 4.2 Основы социальной жизни 4.3 История Отечества 5.1 Изобразительное искусство 1 1 2 2 2 8 2 - 2 - 2 - 2 - 6 2 5.2 Музыка 1 - - - - 1 6. Физическая 6.1 Адаптивная 3 3 2 3 2 культура физическая культура 7. Технология 7.1 Труд (технология) 6 6 7 8 8 Всего 29 30 30 30 30 29 30 30 30 30 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дн. учебной неделе) II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Всего Максимально допустимая недельная 29 30 30 30 30 нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционные курсы Коррекционно-развивающие занятия Итого коррекционные курсы V 2 2 VI 2 2 VII 2 2 VIII 2 2 IX 2 2 13 35 149 149 149 Всего 10 10 Формы промежуточной аттестации: контрольная работа, тест, контрольный диктант, контрольное списывание, собеседование, проект, творческая работа. План внеурочной деятельности ООО МКОУ «Новостроевская СШ» на 2024/25 учебный год Направление внеурочной деятельности Программа Форма организации внеурочной деятельности Классы/часы Внеурочные занятия патриотической, нравственной и экологической тематики «Разговоры о важном» Разговор или беседа с обучающимися Внеурочная деятельность по учебным предметам образовательной программы «Математика для всех» Курс 0,5 «Вехи Российской истории» Курс 0,5 «Государства на карте мира» Курс 0,5 «Русское слово» Курс 0,5 «Путь к успеху» Курс 0,5 «Занимательная биология» Курс 0,5 «Химия вокруг нас» Курс 0,5 «В мире обществознания» Курс 0,5 Внеурочная деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой) «Основы функциональной грамотности» Классные часы «Финансовая грамотность» Курс Внеурочная деятельность по развитию личности, ее «Билет в будущее» Курс 1 1 1 «Музейное дело» Курс 1 1 0,5 1 7 8 9 1 1 1 1 0,5 1 способностей, удовлетворению образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных Спортивный клуб «Олимп» Клуб 1 «Сделай сам» Кружок 1 Внеурочная деятельность, направленная на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия Музыкальный театр Творческое «Хрустальные нотки» объединение 1 1 Внеурочная деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов) «Ученический совет» Объединение 0,5 0,5 0,5 «Движение первых» Объединение 0,5 0,5 0,5 Внеурочная деятельность, направленная на организационное обеспечение учебной деятельности Еженедельная организационная линейка Общешкольное собрание 0,5 0,5 0,5 Внеурочная деятельность, направленная на организацию педагогической поддержки обучающихся Заседание актива класса Классные собрания 0,5 0,5 0,5 Юнармейский отряд «Витязи» Объединение 1 1 1 Внеурочная деятельность, 1 направленная на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразователь ной школы Недельный объем внеурочной деятельности 10 10 10 Объем внеурочной деятельности за год 340 340 340 Общий объем внеурочной деятельности 1020