Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Новостроевская средняя школа» Палласовского муниципального района Волгоградской области ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ на педагогическом совете школы Директор ___________/Нурушева А.К./ (протокол от 30.08.2022 № 1) 31.08.2022 г. Положение о формах организации групповой методической работы педагогов МКОУ «Новостроевская СШ» Настоящее Положение регулирует деятельность групповых объединений учителей – предметников и классных руководителей МКОУ «Новостроевская СШ», определяет состав, права и обязанности участников проблемных групп организации. 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции), Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и основного общего образования, утвержденными приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286, № 287, а также Уставом МКОУ «Новостроевская СШ» и другими нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 1.2. Проблемная группа является основным структурным подразделением методической службы, осуществляющей учебно-воспитательную, методическую, экспериментальную и внеурочную работу по одному или нескольким учебным предметам, классному руководству. 1.3. Проблемная группа организуется при наличии не менее трех учителей по одному или нескольким предметам. В состав проблемной группы могут входить учителя смежных дисциплин. 1.4. Проблемные группы создаются, реорганизуются и ликвидируются директором школы. 1.5.Проблемные группы подчиняются непосредственно заместителю директора по УВР, либо лицу, выполняющему данные обязанности. 1.6. В своей деятельности проблемная группа руководствуется Конституцией и законами РФ, указами Президента РФ, решениями Правительства РФ, органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся, а также Уставом и локальными правовыми актами, приказами и распоряжениями директора. 1.7. В МКОУ «Новостроевсккая СШ» созданы 4 проблемные группы (приложение 1). 2. Цели и задачи деятельности проблемной группы 2.1. Проблемная группа создается как одна из форм самоуправления в целях 1 совершенствования методического и профессионального мастерства педагогов, создания условий для творческой работы учителей над повышением уровня профессиональной квалификации, гарантирующих качественное обучение и воспитание школьников. 2.2. Проблемные группы решают следующие задачи: обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогов; совершенствование учебно-воспитательного процесса через использование эффективных приемов и методов работы педагогов; освоение нового содержания технологий и методов педагогической деятельности; изучение и анализ деятельности педагогов с целью обмена опытом, обобщение педагогического опыта, его пропаганда и внедрение в практику работы школы; создание условий для самообразования учителей, классных руководителей и осуществления руководства творческой работой коллектива. 3. Содержание деятельности проблемной группы 3.1. Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования и воспитания. Организация работы педагогов по изучению и внедрению новых образовательных стандартов по предметам. 3.2. Отбор содержания и составление рабочих программ учебных предметов, курсов внеурочной деятельности, планов воспитательной работы классных руководителей. 3.3. Диагностика затруднений педагогов и выбор форм повышения квалификации на основе анализа потребностей. 3.4. Разработка рекомендаций по вопросам содержания, методов и форм воспитательнообразовательной деятельности, повышения эффективности организации учебновоспитательного процесса. 3.5. Анализ авторских программ и методик педагогов школы. 3.6. Изучение, обобщение, распространение педагогического опыта, создание банка данных актуального опыта педагогов школы. 3.7. Организация и проведение открытых уроков, занятий, мастер-классов, предметных недель. 3.8. Организация диагностики (мониторинга) эффективности деятельности членов проблемных групп. 4. Организация деятельности проблемной группы 4.1. Возглавляет проблемную группу руководитель, назначаемый директором из числа наиболее опытных педагогов, по согласованию с членами объединения. Руководитель: анализирует и планирует работу проблемной группы; оказывает методическую помощь молодым специалистам, учителям; участвует в составлении тематических, промежуточных, административных контрольных срезов; проводит заседания ПГ, пишет (подписывает) протоколы. 4.2. Работа проблемной группы проводится в соответствии с планом работы на текущий 2 учебный год. План составляется руководителем группы, рассматривается на заседании группы и утверждается директором школы. 4.3. Заседания проблемной группы проводятся не реже одного раза в четверть и оформляются в виде протоколов. 4.4. В конце учебного года заместитель директора по УВР, либо лицо, выполняющее данные обязанности, анализирует работу проблемной группы и принимает на хранение (в течение трех лет) план работы, протоколы, анализ работы за прошедший год. 4.5. Основные формы работы проблемной группы: заседания проблемной группы по вопросам методики обучения и воспитания обучающихся; круглые столы, совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей и т.п.; открытые уроки и внеклассные мероприятия; лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии; изучение и реализация в учебно-воспитательном процессе требований нормативных документов, актуального педагогического опыта; проведение предметных и методических недель (декадников) взаимопосещение уроков педагогами с последующим анализом проблем и рекомендациями по решению выдвинутых проблем обучения и воспитания. 5. Документация проблемной группы 5.1. Для работы в проблемной группе должны быть следующие документы: Положение о формах организации групповой методической работы; функциональные обязанности педагогов проблемной группы; план работы проблемной группы на текущий учебный год, который имеет следующие разделы: • методическая проблема школы и вытекающая из нее методическая проблема группы; • сведения о членах проблемной группы (ФИО педагога, дата рождения, образование, стаж работы общий педагогический и в данной должности, преподаваемый предмет, нагрузка, в каких классах работает, в каком классе классное руководство, сведения об аттестации, награды, звание, контактные данные); • анализ работы за прошедший год, отражающий цели и задачи, над какими работала проблемная группа в истекшем учебном году, какими нормативными документами руководствовалось; количество проведенных заседаний и глубину рассматриваемых вопросов; оценку открытых уроков, классных часов, мероприятий; формирование передового педагогического опыта учителей и его распространение; активность педагогов и их воспитанников (участие в олимпиадах, конкурсах, др.); результативность работы (продвижение учителей в области рассматриваемой проблемы, ознакомление, изучение и внедрение инновационных методик и технологий; недостатки в работе; задачи на новый учебный год (вытекают из нерешенных проблем и задач, стоящих перед проблемной группой и школой); 3 • № п/п № п/п Дата планирование заседаний проблемной группы и межсекционной работы. При планировании необходимо учесть тематику каждого заседания и ее направленность на решение проблемы группы и поставленных задач; теоретические сведения по всем рассматриваемым вопросам; проведение открытых уроков и мероприятий; практическую направленность; обмен опытом работы; обзор методической литературы, электронных образовательных ресурсов; изучение нормативных документов, ознакомление с методическими письмами, рекомендациями; итоги межсекционной работы; итоги контроля отдельных видов деятельности педагога. Примерная форма: Тема заседания Форма Вопросы Ответственный проведения для обсуждения Межсекционная работа прописывается после каждого заседания и предусматривает изучение нормативных документов, методической литературы; изучение состояния преподавания и уровня знаний (уровня воспитанности) обучающихся; проверку тетрадей, дневников, техники чтения; взаимопосещение уроков, внеклассных мероприятий; внеклассную работу (тематические месячники, декадники, олимпиады, др.; подготовка к ним); оказание помощи молодым педагогам или педагогам с профессиональными затруднениями; изучение, обобщение и распространение педагогического опыта; работа над темами самообразования, др.; • сведения о темах самообразования учителей (классных руководителей) с указанием практического выхода. Например, Практический выход (где, когда) Ф.И.О. Тема учителя (проблема) Выступление Открытые Творче Городской Др. (кл.рук.) (педсовет,м/о учебные ский (районный) и т.п.) занятия отчет семинар • • • • информация об УМК по учебным предметам; график проведения открытых уроков (классных часов); планы проведения предметных недель (декадников, месячников); творческая (профессиональная) активность педагогов (может быть оформлена в виде таблицы – Приложение 2). Протоколы заседаний пишутся обязательно по примерной форме (Приложение 3). 6. Права и обязанности членов проблемных групп 6.1. Члены проблемной группы имеют право: вносить предложения руководству школы по организации углублённого изучения предмета в отдельных классах; выдвигать предложения об улучшении учебного процесса в школе; ставить вопрос о публикации материалов о передовом педагогическом опыте,накопленном в проблемной группе; выдвигать кандидатуры педагогов для поощрения за активную 4 деятельность; разрабатывать положения и проводить конкурсы профессионального мастерства. 6.2. Члены проблемной группы обязаны: участвовать в заседаниях проблемной группы; стремиться к повышению уровня профессионального мастерства; знать тенденции развития методики преподаваемого предмета; владеть основами анализа и самоанализа педагогической деятельности; активно участвовать в разработке и проведении открытых мероприятий (уроков, внеклассных мероприятий и др.). 7. Заключительные положения 7.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом МКОУ «Новостроевская СШ», принимается на педагогическом совете, утверждается директором. 7.2. Положение принимается на неопределенный срок. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии с действующим законодательством РФ. 7.3. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 5 Приложение 1 Проблемные группы педагогов МКОУ «Новостроевская СШ» Проблемная группа № 1 - учителя русского языка и литературы, иностранного языка, истории и обществознания, музыки, изобразительного искусства. Проблемная группа № 2 – учителя математики, информатики, физики, химии, биологии, географии, технологии, ОБЖ, физической культуры. Проблемная группа № 3 – учителя начальных классов. Проблемная группа № 4 – классные руководители. 6 Приложение 2 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ПГ № 1 МКОУ «НОВОСТРОЕВСКАЯ СШ» 2022-2023 учебный год № ФИО педагога Открытые уроки Открытые Выступление на Выступления внеклассные семинарах в на педсоветах, мероприятия рамках обмена ШМО опытом (муниципальный, региональный уровни) Участие в конкурсах профессионального мастерства Участие Публикации Другое обучающихся в олимпиадах, конкурсах разного уровня 1. 7 Приложение 3 Памятка по написанию протокола ПРОТОКОЛ № 1 заседания проблемной группы № 1 от «__» __________ 20__г. Присутствовало ... учителей Отсутствовали: Повестка заседания 1. Итоги олимпиады по истории. Иванова М.И., рук-ль ПГ 2. 3. Ход заседания По каждому вопросу записывается краткое выступление. При наличии письменного доклада пишется «Выступление прилагается». Все доклады обязательно собираются и сдаются руководителю ПГ. Фиксируются все заданные вопросы и ответы. В конце протокола пишется решение, принятое на заседании. Руководитель ПГ (подпись) Секретарь (подпись) - необязательно 8