МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Отдел по образованию Администрации Палласовского муниципального района
МКОУ "Новостроевская СШ"
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДАЮ
Проблемная группа № 2
Директор МКОУ «Новостроевская СШ»
Руководитель ПГ
________________/Серкибаева О.А./
______________ /А.К. Нурушева/
Протокол от 30.08.2024 № 1
Приказ от 30.08.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Учимся для жизни»
для основного общего образования
Срок освоения программы: 4 года (с 5 по 8 класс)
п. Новостройка, 2024
№ 224/3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к
человеку, получающему образование и реализующему себя в современном
социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед
личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и
социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно
уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных
задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять,
интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с
разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор,
принимать конструктивные
решения.
Необходимо планировать свою
деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими,
действовать в ситуации неопределенности.
Введение
в
российских
школах
Федеральных
государственных
образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и
основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость
формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей
образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов.
Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания
школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и
освоение способов их интеграции.
Программа курса по формированию функциональной грамотности
обучающихся «Функциональная грамотность: учимся для жизни» предлагает
системное предъявление содержания, обращающегося к различным
направлениям функциональной грамотности.
Основной целью курса является формирование функционально грамотной
личности, ее готовности и способности
Содержание курса строится по основным направлениям функциональной
грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а
также глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого
направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами
обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по классам
выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых
позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных
предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с
информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и
креативного мышления.
Количество часов: з4 ч. в 5 и 7 кл., 17 ч. в 6 кл.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание курса урочной деятельности «Учимся для жизни» представлено
шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность,
математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая
грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Читательская грамотность
«Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать,
оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни».
Читательская грамотность – основа формирования функциональной
грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская
грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными
форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в
рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными,
несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и
выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и
второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой
информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте.
Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации
содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой,
неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать
надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые
коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и
вырабатывать свою точку зрения.
Математическая грамотность
Фрагмент программы урочной деятельности в части математической грамотности
разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования с учетом современных мировых требований,
предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития
математического образования в Российской Федерации и традиций российского
образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также
целостность общекультурного, личностного и познавательного развития
обучающихся. Функциональность математики определяется тем, что ее
предметом
являются
фундаментальные
структуры
нашего
мира:
пространственные формы и количественные отношения. Без математических
знаний затруднено понимание принципов устройства и использования
современной техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической,
политической информации, малоэффективна повседневная практическая
деятельность. Каждому человеку приходится выполнять рас- четы и составлять
алгоритмы, применять формулы, использовать приемы геометрических
измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц,
диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях неопределенности и
понимать вероятностный характер случайных событий.
Формирование функциональной математической грамотности естественным
образом может осуществляться на уроках математики, причем как в рамках
конкретных изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. Однако
менее формальный формат внеурочной деятельности открывает дополнительные
возможности для организации образовательного процесса, трудно реализуемые в
рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом
нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических занятий: практические занятия в аудитории и на местности, опрос и изучение
общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация. Во-вторых,
такой возможностью является интеграция математического содержания с
содержанием других учебных предметов и образовательных областей. В данной
программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой
грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в
реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для
функционирования современного общества, но и создает естественную
мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания.
Естественно-научная грамотность
Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной,
так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия
естественно-научной
грамотности,
сформулированным
в
международном
исследовании PISA:
«Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать
активную гражданскую позицию
по
обществен- но значимым
вопросам,
связанным
с
естественными
науками, и его готовность интересоваться
естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится
участвовать в
аргументированном
обсуждении
проблем,
относящихся к
естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих
компетентностей:
- научно объяснять явления;
-демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;
- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения
выводов».
Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные
возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов,
поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных
предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по
естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут
проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава
учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения
(лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и
познавательной активности учащихся.
Финансовая грамотность
Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний,
умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных
финансовых решений. С этой целью в модуль финансовой грамотности. Занятия по
программе способствуют выработке умений и навыков, необходимых при
рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих однозначно правильных
решений, требующих анализа альтернатив и возможных последствий сделанного
выбора с учетом возможностей и предпочтений конкретного человека или семьи.
Содержание занятий создает условия для применения финансовых знаний и
понимания при решении практических вопросов, входящих в число задач,
рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и
обществознания.
Глобальные компетенции
Направление «глобальные компетенции»
непосредственно связано с
освоением знаний по проблемам глобализации, устойчивого развития и
межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с
Федеральным государственным стандартом основного общего образования входит в
программы естественно-научных, общественно-научных предметов и иностранных языков. Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные
проблемы и межкультурное взаимодействие. Организация занятий в рамках
модуля по «глобальным компетенциям» развивает критическое и аналитическое
мышление, умения анализировать глобальные и локальные проблемы и вопросы
межкультурного взаимодействия, выявлять и оценивать различные мнения и
точки зрения, объяснять сложные ситуации и проблемы, оценивать
информацию, а также действия людей и их воздействие на природу и общество.
Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся
позволяет решать образовательные и воспитательные задачи, ориентируя
школьников с учетом их возраста и познавательных интересов на современную
систему научных представлений о взаимосвязях человека с природной и социальной средой, повышение уровня экологической культуры, применение знаний из
социальных и естественных наук при планировании своих действий и поступков и
при оценке их возможных последствий для окружающей среды и социального
окружения.
Креативное мышление
Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной
грамотности. Введение этого направления обусловлено тем, что сегодня, как
никогда раньше, общественное развитие, развитие материальной и духовной
культуры, развитие производства зависят от появления инновационных идей, от
создания нового знания и от способности его выразить и донести до людей.
Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в
преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на
вновь
возникающие
вызовы.
Именно
поэтому креативное
мышление
рассматривается как одна из составляющих функциональной грамотности,
характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями,
умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях. Задача и
назначение модуля – дать общее представление о креативном мышлении и
сформировать базовые действия, лежащие в его основе: умение выдвигать,
оценивать и совершенствовать идеи, направленные на поиск инновационных
решений во всех сферах человеческой жизни. Содержание занятий направлено на
формирование у обучающихся общего понимания особенностей креативного
мышления. В ходе занятий моделируются ситуации, в которых уместно и целесообразно применять навыки креативного мышления, учащиеся осваивают систему
базовых действий, лежащих в основе креативного мышления. Это позволяет
впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе учебно-проектной и учебноисследовательской деятельности использовать освоенные навыки для развития и
совершенствования креативного мышления.
Планируемые результаты
Метапредметные и предметные результаты
Грамотность
Читательская
5-й класс
6-й класс
находит и извлекает применяет извлеинформацию
из ченную из текста
различных текстов
информацию для
решения разного
рода проблем
Математическа находит и извлекает
применяет матемая
математическую
тические знания для
информацию в
решения разного
различном контексте рода проблем
Естественно- находит и извлекает объясняет и
научная
информацию о
описывает
естественнонаучных
естественно- научные
явлениях в
явления на основе
различном контексте имеющихся научных
знаний
Финансовая
находит и извлекает применяет финансовые
финансовую
знания для решения
информацию
в разного рода
различном
проблем
контексте
Креативное
фантазирует,
развивает, уточняет,
мышление
выдвигает
детализирует
разнообразные идеи разнообразные идеи
Глобальные
компетенции
находит и извлекает
информацию из
различных текстов,
касающуюся
глобальных
проблем
осознает и понимает глобальные
проблемы, осознает
межкультурные
различия, понимает
важность взаимоотношений с
представителями
других культур
7-й класс
анализирует и
интегрирует
информацию,
полученную из текста
формулирует математическую проблему на
основе анализа ситуации
распознает и исследует
личные, местные,
национальные,
глобальные естественнонаучные проблемы в
различном контексте
Анализирует
информацию
в
финансовом контексте
оценивает,
анализирует,
выдвигает креативные
идеи
анализирует
и
критически оценивать
информацию
Личностные результаты
Грамотность
Читательская
5–7-е классы
оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали
и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную
позицию по отношению к прочитанному
Математическая
Естественно- научная
Финансовая
Креативное мышление
объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях
общественной жизни на основе математических знаний с
позиции норм морали и общечеловеческих ценностей
объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях
общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с
позиции норм морали и общечеловеческих ценностей
оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с
позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и
обязанностей гражданина страны
способен получать новые знания, креативно мыслить, решать
возникшие проблемы, выдвигать идеи
Глобальные компетенции открыт представителям иных культур, взаимодействует
уважительно (уважение других культур и культурных
отличий), способен сочувствовать, обладает широтой
взглядов и ответственностью
Поурочное планирование
№
п/
п
Тема урока
Количество часов
Всего
Контрольны
е работы
Дата изучения Электронные
(цифровые)
Практически по
по
е
работы плану факту образовательн
ые ресурсы
(если
имеются)
5 класс
1.
2
3
4
5
Определение
основной темы в
фольклорном
произведении
Пословицы,
поговорки как
источник
информации
Сопоставление
содержания
текстов
разговорного
стиля
Работа с текстом:
как выделить
главную мысль
текста или его
частей?
Типы текстов:
текст-описание
(художественное
и техническое).
Работа со
1
01.09
РЭШ
1
08.09
РЭШ
1
15.09
РЭШ
1
22.09
РЭШ
1
29.09
РЭШ
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
сплошным
текстом
Задачи на
переливание и
взвешивание
Логические
задачи: задачи о
«мудрецах», о
лжецах и тех, кто
всегда говорит
правду
Простейшие
геометрические
фигуры.
Наглядная
геометрия.
Задачи на
разрезание и
перекраивание
Первые шаги в
геометрии.
Разбиение
объекта на части
и составление
модели
Комбинаторные
задачи.
Представление
данных в виде
таблиц,
диаграмм,
графиков
Звуки живой и
неживой
природы.
Слышимые и
неслышимые
звуки.
Движение и
взаимодействие
частиц
Вода.
Уникальность
воды
Земля,
внутреннее
строение Земли.
Атмосфера Земли
Уникальность
планеты Земля.
Условия для
1
06.10
РЭШ
1
13.10
РЭШ
1
20.10
РЭШ
1
27.10
РЭШ
1
10.11
РЭШ
1
17.11
РЭШ
1
24.11
РЭШ
1
01.12
РЭШ
1
08.12
РЭШ
1
15.12
РЭШ
16
17
18
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
существования
жизни на Земле
Как появились
деньги? Что
могут деньги?
Деньги в разных
странах.
Как разумно
делать покупки?
Кто такие
мошенники?
Личные деньги.
1
22.12
РЭШ
1
29.12
РЭШ
1
12.01
РЭШ
1
19.01
РЭШ
1
26.01
РЭШ
Невероятные
ситуации.
Придумай
животное
Если нельзя, но
очень надо
Завершение
фигуры
Изменения и
улучшения.
Смешение
свойств
Спрячь слово.
Как поднять
другому
настроение
1
02.02
РЭШ
1
09.02
РЭШ
1
16.02
РЭШ
1
01.03
РЭШ
1
15.03
РЭШ
Человек и
природа:
охрана
природы,
ответственное
отношение к
живой
природе
Традиции и
обычаи
Многообразие
культур и
идентификация с
определенной
культурой
Семья: роль
семьи в жизни
общества
Семья:
демографическая
проблема
1
22.03
РЭШ
1
05.04
РЭШ
1
12.04
РЭШ
1
19.04
РЭШ
1
26.04
РЭШ
(старение, дети)
Работа над
проектом в малых
группах
32 Выполнение
диагностическо
й работы
33 Составление
вопросов для
проведения
интеллектуальной
игры
34 Интеллектуальная
игра на параллели
Общее количество
часов по программе
31
1
1
РЭШ
03.05
1
17.05
1
РЭШ
24.05
РЭШ
1
34
1
6 класс
№
п/
п
Тема урока
1.
Типы текстов:
текстповествование
(рассказ, отчёт,
репортаж)
Работа с
несплошным
текстом:
таблицы и
карты
Текстовые
задачи
Геометрические
задачи на
построение и на
изучение
свойств фигур:
геометрические
фигуры на
клетчатой
бумаге,
конструировани
е
2
3
4
Количество часов
Всего
Контрольны
е работы
Дата
изучения
Практически
е
работы
(если
имеются)
по
план
у
по
факт
у
Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы
1
06.09
РЭШ
1
13.09
РЭШ
1
20.09
РЭШ
1
27.09
РЭШ
Элементы
логики, теории
вероятности,
комбинаторики
: таблицы,
диаграммы,
вычисление
вероятности
6
Тело и
вещества
7
Плавление и
отвердевание
8
Испарение и
конденсация
9
Фальшивые
деньги: история
и современность
10 Виды доходов.
Заработная
плата
11 Как заработать
деньги?
12 Газетный
репортаж
13 Новая жизнь
старых вещей
14 Здоровье:
глобальные
проблемы и
основы
здорового
образа жизни
15 Миграция и
беженцы
16 Выполнение
диагностическо
й работы
17 Интеллектуальн
ая игра на
параллели
Общее количество
часов по программе
5
1
04.10
РЭШ
1
11.10
РЭШ
1
18.10
РЭШ
1
25.10
РЭШ
1
08.11
РЭШ
1
15.11
РЭШ
1
22.11
РЭШ
1
29.11
РЭШ
1
06.12
РЭШ
1
13.12
РЭШ
1
20.12
РЭШ
27.12
РЭШ
1
1
РЭШ
1
34
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие
для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалёвой, А. Ю. Пентина. — М.
СПб. : Просвещение, 2020.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Библиотека
открытых
уроков.
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
https://fmc.hse.ru/openlesson
2. Банк видеолекций по финансовой грамотности. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://fmc.hse.ru/video;
3. Сборник занимательных задач и ребусов «Путешествие в мир финансов».
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
//fincult.info/upload/iblock/f20/puteshestvie_v_mir_finansov_web.pdf
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
2. Портал ФГБНУ ИСРО РАО, Сетевой комплекс информационного взаимодействия
субъектов
Российской
Федерации
в
проекте «Мониторинг
функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/);
формирования